суббота, 29 сентября 2018 г.

Что вообще происходило? Как говорится, история умалчивает. Видео.




Если ролик вдруг не открывается, вот другая ссылка.

---



---



---

А ниже сама статья:

Прологом к этой истории является одно вполне известное в мировой истории событие, как эпоха Крестовых походов. В отечественных учебниках оно описано достаточно хорошо. Действительно, идея освобождения христианских святынь от поругания выглядит достаточно благородно. Рыцарство, ордена и прочие атрибуты тех времён придают этим событиям некий налёт романтизма и торжества справедливости. Но это только по нашим источникам. Хотя и по нашим тоже у многих аналитически мыслящих людей рождаются вопросы.
Итак, Крестовые походы глазами российского обывателя.
Кресто́вые походы — серия религиозных военных походов XI—XV веков из Западной Европы против мусульман и не только.
В узком смысле — походы 1096—1272 годов в Палестину, направленные на «освобождение» в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), против турок-сельджуков.
В более широком смысле — также и другие походы, провозглашаемые римскими папами, в том числе более поздние, проводившиеся с целями обращения в христианство язычников Прибалтики и подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и др.).
.........................................................................
2.3 Первый крестовый поход (1096—1099)
2.4 Государства крестоносцев в Святой земле
2.5 Потеря Эдессы в 1144 году и Второй крестовый поход (1147—1149)
2.6 Потеря Иерусалима в 1187 году и Третий крестовый поход (1189—1192)
2.7 Кипрское королевство (1191)
2.8 Четвёртый крестовый поход (1202—1204)
2.9 Государства крестоносцев в Византии
2.10 Крестовый поход детей (1212)
2.11 Пятый крестовый поход (1217—1221)
2.12 Шестой крестовый поход (1228—1229)
2.13 Седьмой крестовый поход (1248—1254)
2.14 «Жёлтый» крестовый поход монголов (1256—1261)
2.15 Восьмой крестовый поход (1270)
2.16 Девятый крестовый поход (1271—1272)
Откуда такая математическая точность хронологии событий, которые были даже не в 18 веке? И что вообще крестоносцы делали в Прибалтике, далёкой от христианских святынь? Вопросы это вполне непраздные, и чтобы на них ответить, неплохо было бы посмотреть на то, что сохранилось в архивах потомков тех самых крестоносцев.
И как ни странно, оказывается, что их видение тех событий никак не привязано ни к датам, ни к Иерусалиму. Более того, на многих картографических материалах начинают наблюдаться странности.

Фрагмент карты христианских государств на Востоке в истории Крестовых походов, 1841 г.
Иерусалима на этой карте точно нет, но как ни странно, присутствуют и Эдесса, и Себастополь. И множество других интересных названий, как например Ларисса и Эпифаний. Здесь, наверное, есть интерес для исследователей, но у нас история не об этом. Обратим внимание на интересный город Самосат. Для некурящих людей это название, конечно, ничего не скажет. А для тех, кто пережил дефицит 1988-1990-х годов в СССР, это слово говорит очень многое. Может быть, это ничего не значащий факт, но в то же время в зарубежных источниках есть много упоминаний о том, что Крестовые походы заканчивались в Александрии, но не в той, которая была в Египте, а той, которая ныне называется Кандагар (историки расходятся во мнениях, некоторые считают, что Александрия и Кандагар есть два разных населённых пункта, находящихся рядом, но не суть важно). А что растёт в тех краях? Наверное, объяснять не надо. Всё тот же источник упоминает одну совсем не заметную деталь:
Отношения с Востоком приносили на Запад много полезных предметов, до тех пор или вовсе там не известных, или же бывших редкими и дорогими. Теперь эти продукты стали привозиться в большем количестве, дешевели и входили во всеобщее употребление. Так были перенесены с Востока рожковое дерево, шафран, абрикос (дамасская слива), лимон, фисташки (сами слова, обозначающие многие из этих растений — арабские). В обширных количествах стал ввозиться сахар, вошёл в широкое употребление рис. В значительном количестве ввозились также произведения высоко развитой восточной промышленности: бумажные материи, ситец, кисея, дорогие шёлковые ткани (атлас, бархат), ковры, ювелирные изделия, краски и тому подобное.
Наверное, источник тут что-то недоговаривает. А что это может значить?
Здесь, наверное, следует начать с того, что 19 век есть гораздо большая загадка, чем те века, когда были крестовые походы. Достаточно посмотреть некоторые фото востока глазами тех же европейцев второй половины 19 века.

Афганистан, Герат (предп.), 2 половина 19 века

Российская Империя, Ташкент. 2 половина 19 века

Российская Империя, Томск. 2 половина 19 века

Египет, Каир. 2 половина 19 века

Везде, как ни странно, непонятное однообразие - горы земли и камней, дома без окон и минимум людей и растительности. Но дальше - больше.

Париж, 1871 г.

Чикаго, 1871 г.
Почему-то эти факты не любят озвучивать, но Европа вместе с Северной Америкой тоже была в руинах ничуть не хуже востока. Сюда же можно добавить Севастополь, Страсбург и другие города, фото руин которых есть у многих исследователей, а также фото обезлюдевших городов. Что вообще происходило? Как говорится, история умалчивает. Но наивным было бы предположить, что это некое явление действовало избирательно и разрушало всё кроме исторических архивов. Они тоже были непроизвольно уничтожены, и информация, в частности по датировке Крестовых походов, взята скорее всего из трудов уточнителей истории или даже по принципу трёх П. И самое главное - а что же было до этого самого явления? Неужели громадный исторический пробел, который заполнили разной шелухой от древнего Египта до ...? Впрочем, мы отвлеклись.

Дижон, Франция 1850-55 г.г.
Среднестатистическая Европа тех времён представляла из себя примерно такое зрелище. Собственно, так мы её и запомнили по многочисленным кинофильмам. Того и гляди, из-за угла выедет Д'Артаньян, хотя тот фильм снимали в Одессе и много лет спустя. Вид немного мрачноватый, и снова углубляемся в источник.
Отсталую во многом и «немытую» средневековую Европу, стенающую от нищеты и болезней, прельщал своим богатством и культурой Восток. Мореплавание достигло во время крестовых походов небывалого развития: большая часть крестоносцев отправлялась в Святую землю морем; морским же маршрутом велась и почти вся обширная торговля между Западной Европой и Востоком. Главными деятелями в этой торговле являлись итальянские купцы из Венеции, Генуи, Пизы, Амальфи и других городов. Оживленные торговые отношения приносили в Западную Европу множество денег, а это, вместе с развитием торговли, приводило к упадку на Западе форм натурального хозяйства и содействовало тому экономическому перевороту, который замечается в конце Средних веков.
Что же всё таки забыли сюда написать? Наверное, самое главное из этого списка, за чем ехали рыцари - благовония.
Благовония — группа ароматных веществ, которыми с древнейших времён пользовались люди в качестве лечебного или оздоравливающего, парфюмерного средства, а также для отправления религиозных ритуалов. К числу древнейших благовоний относятся летучие ароматные вещества растительного происхождения — нард, ладан, камфора, сандал, мирра; и животного происхождения — мускус, амбра, оперкулум.
В буддизме благовония использовались во время медитации. В христианстве в основном используется ладан во время богослужений. В Азии использование благовоний шире. Кроме использования в храмах, традиционно используется в домах как религиозный инструмент, а также как ароматизатор воздуха в помещении или на открытом воздухе.
Кто был в южной Азии, наверное понимает, о чём идёт речь. В культурных местах там ароматами пропитано буквально всё. Вот только последний абзац наводит на мысли. Причём здесь религия?
Здесь наверное уместно привести рассказы одной своей покойной родственницы, которая всю жизнь была глубоко верующим человеком, причём по старой вере, что в общем не помешало ей пройти через тяжёлое военное время председателем колхоза и дожить почти до 80 лет. Когда в свои 12 лет в разгар развитого социализма увидел в доме множество икон, причём очень странного вида, с бронзовыми окладами, на которых были обильные инкрустации из бирюзовых камней, вопросы не могли не возникнуть. И на всё это в ответ услышал примерно следующее:
В конце 19 века на староверов начались гонения. Новая церковная власть стала отбирать иконы и предметы богослужения и заменять их "не правильными", в том числе и "не правильным" ладаном, который называли в те времена "ладно". Кроме этого, из всех молитв было велено исключить слово "благодать" во всех его изменениях, и даже креститься надо было по другому. Староверы стали прятать свои иконы кто куда мог и в храм ходить перестали. Время было тяжелое, урожаи были плохие, рожали много, но из-за болезней половина детей не выживала. После революции началась борьба с верой, закрыли храм и всё, никого не расстреливали, хотя от этого не легче. После войны гонения на верующих ослабли, и все, кто дожил, достали свои иконы, у кого они ещё сохранились. Патриархата как такового тогда почти уже не было, никто за соблюдением канонов особо не следил.
Иконы те самые были чудотворные, и ладан был благодатный. В храм до прихода этих самых реформаторов ходили всей деревней от мала до велика. А потом из этого храма вынесли всё и заменили на другое. И вино раньше никто из верующих не пил вообще. Вино - это тех антихристов дело, это при них его стали безбожно лопать, ещё до революции.
Думаете, это рассказ человека из глухой Сибири? Совершенно нет. Это всё происходило на границе современных Рязанской и Московской областей, по современным меркам дальнее подмосковье. И с датами тут тоже нет никакой путаницы. Один из этапов той самой непонятной церковной реформы шёл по факту именно во второй половине или конце 19 века, а не раньше, как приписывает история. И староверы в Сибирь совсем не убегали. Но самое интересное - что же это были за благодать и чудотворность, тем более в ладане? Почему-то эти разговоры вспомнились именно сейчас. И сразу же вдруг тоже вспомнился Ильич с его опиумом для народа, который в этом случае видимо совсем не ошибался в своих аллегориях.
Действительно, почему всегда при храмах делали школы, богадельни и прочие социальные заведения? И зачем люди уходили в монастыри, забыв про мирскую жизнь, чтобы жить там в кельях, бывало и не один десяток лет? Объяснить это каким-то рациональным поведением людей сложно. Ответ надо искать где-то в другом месте.  А в каком? Смотрим дальше.


Использование благовоний в храмах известно с древнейших времен. Это совсем не новость, в России также это присутствовало во всех храмах. Утварь для благовония называли кадилом, многие себе хорошо этот предмет представляют. Вместе с тем имеются и другие рисунки.


Это Исфаган, столица древней Персии. И изображена там разновидность того самого кадила, но индивидуального пользования, по русски он называется кальян, по франко-испански - narguilé (не трудно догадаться, что за слово родилось из транскрипции). Пазлы начинают вставать на свои места. Но неужели кадило в храме было коллективным кальяном для всего прихода? Конечно же, нет, иначе в ходе истории это бы завершилось на трёх-четырёх поколениях. И принцип работы этих кадил-кальянов что-то напоминает.

Интерьер православного храма, конец 19 века
Это фото уже было рассмотрено здесь. Интересно в нём то, что в паникадилах стоят непонятные устройства, вверху которых стоят чаши с жидкостью и без фитилей. Более того, эти чаши стоят в арочном проёме и в люстрах. И люстры, и паникадила, и кальяны по странному стечению обстоятельств имеют одну и ту же форму. Только в люстрах и паникадилах использовался забытый ныне "благодатный огонь" (Неопалимая Купина), или сжигание эфира, оборудование которого делал для кабинетов физики простых русских школ Фёдор Швабе. В данном случае речь идёт о выделении огня, который совершенно не имел температуры и выделялся углеводородными соединениями под воздействием неких непонятных внешних условий, которые были только в храмах. Здесь наверное необходимо сделать несколько ремарок.
Сложные эфиры - производные оксокислот (как карбоновых, так и неорганических) с общей формулой RkE(=O)l(OH)m, где l ≠ 0, формально являющиеся продуктами замещения атомов водорода в гидроксилах —OH кислотной функции на углеводородный остаток (алифатический, алкенильный, ароматический или гетероароматический); рассматриваются также как ацилпроизводные спиртов. В номенклатуре IUPAC к сложным эфирам относят также ацилпроизводные халькогенидных аналогов спиртов (тиолов, селенолов и теллуролов).
Почему эти углеводородные соединения назвали эфиром, а не карбоном или прочими производными от метил-, бутил- и подобными обозначениями в химии? Более того, свойства этих соединений вызывать изменение в сознании человека известно давно и даже описано классиками.
Была одна страшная секунда, когда Астреин почувствовал, что он умирает от удушья, но всего только одна  секунда, не более. Тотчас же ему стало удивительно покойно и просторно. Что-то радостно задрожало у него внутри, какая-то светящаяся и поющая точка, и от нее, точно круги от камня, брошенного в воду, побежали во все стороны веселые трепещущие струйки. Лежа на спине, он ясно увидел, как прямая линия, образованная стеною и потолком, вдруг расцветилась радугой, изломалась и вся расплылась в мелких, как Млечный Путь, звездочках. Потом задрожало все: воздух, стены, свет, звуки - весь мир. И ему казалось, что каждый атом его существа превращается в вибрирующее движение, слитое с общим неуловимо-быстрым, светлым движением. Все его тело растворялось и таяло; оно сделалось невесомым, и это ощущение легкости и свободы было невыразимо блаженно. И вдруг его сознание полетело по бесконечной кривой - куда-то вниз, в темную пропасть, и угасло.
А.И.Куприн, "Мелюзга", 1907
Уважаемому Куприну наверняка это проявление было знакомо и не понаслышке. Тем не менее, свойства он описал вполне понятно и нет оснований ему не верить. Неужели это и есть та самая благодать, которую вдруг начали искоренять в конце 19 века, и которая была доступна любому прихожанину? Очевидно, да, и ради неё люди жили в кельях много лет, забыв про мирские заботы, и она была в социальных учреждениях при храмах, и даже в зажиточных домах она присутствовала. Эта эфир-эйфория считалась нормой во всех средних и выше сословиях. И эфиром это химическое соединение назвали неспроста, потому что оно всегда сопутствовало другому эфиру, тому самому, который был в храмах и которого как будто сейчас нет. И тем не менее, люди в 19 веке не сомневались в его существовании, и проводили благодать в свои дома. Следов этой благодати на старых фото осталось достаточно много.


Наша мебель до сих пор хранит в себе рудименты той самой благодати, их уже давно не замечают и считают обычной эстетической красотой, и только у совсем немногих возникает эффект дежа вю. О чём тут можно говорить, если даже о меньших братьях в то время заботились ничуть не хуже.


У этой благодати были даже вполне унитарные применения, которых в общем уже и не помнят.


Это так называемая "духовка", название которой сквозь годы стало нарицательным. Путём несложной слесарной работы её можно было переделать в самовар или камин.
Всё это снова похоже на очередную сказку венского леса, но вот только кто-нибудь сможет себе представить храмы примерно в таком виде?


Это не Россия, и даже не Европа с Азией. Это южное полушарие начала 20 века, особенность этого региона в том, что все "директивы" по признанию эфира не существующим туда приходили с опозданием. Фото России с подобными видами храмов практически не найти, если они и есть, то под очень глубоким секретом.
Собственно, а как всё выглядело исторически с изчезновением той самой благодати? Наверное, здесь тоже надо вспомнить одно малоизвестное событие из отечественной истории.
Несмотря на распространенное мнение, русский народ пьянства не принимал. Доказательством этого явились мощнейшие антиалкогольные бунты, которых не знала ни одна страна мира. Так, в 1859 году антиалкогольный бунт охватил 32 губернии, более 2000 селений и деревень поднялись против спаивания нации. Люди крушили питейные заведения, пивова​ренные и винные заводы, отказывались от дармовой водки...
...................................................
О той войне умалчивают учебники, хотя её баталии шли на территории 17 губерний, от Ковенской на западе до Саратовской на востоке. Ещё одна её особенность: выступления народа никто не организовывал, полководцев она не вы​двинула, людьми управляла стихия, та самая побудка которая подсказала: так жить нельзя, надо сражаться!
Что же представляла собой откупная система? Если одним словом, то — кабалу: каждый селянин или горожанин припи​сывался к определённому кабаку, и если он не выпивал сво​ей «нормы» и сумма от продажи оказывалась недостаточной, то недобранные деньги взимали с окрестных дворов. Того же, кто не хотел или не мог вернуть «долг», секли кнутом в назидание другим.
Аппетиты откупщиков росли, росли и цены. В 1858 году ведро сивухи вместо прежних трёх рублей стали продавать по десять (в то время червонец — месячная зарплата рабоче​го). В конце концов, крестьяне объявили бойкот торговцам, и не столько из-за жадности, а из принципа: видя, как один за другим односельчане пополняют ряды пьяниц, которым уже не до работы, сельские сходы решали: в нашем селе никто не пьёт.
Противная сторона приняла вызов и сбавила цены. Ра​бочий люд не откликнулся на «доброту». Тогда шинкари, чтобы сбить трезвеннические настроения, стали предлагать вино... бесплатно. Тщетно! «Не пьём!» — этот лозунг мгно​венно распространился по всей России. К примеру, в Балашовском уезде Саратовской губернии в декабре 1858 года 4752 человека отказались от употребления спиртного. Ко всем кабакам в Балашове приставили караул от народа для наблюдения, нарушавших зарок штрафовали или подвер​гали телесному наказанию по приговору народного суда. К хлеборобам присоединились и горожане: рабочие, чи​новники, дворяне. Поддержали трезвость своих прихожан и священники, что не на шутку испугало виноделов и тор​говцев зельем, и они пожаловались правительству.
Замечательно всё описано, но как и выше, источник забыл упомянуть одну маленькую деталь - всё вышеперечисленное сопровождалось запретом той самой благодати. Образовавшийся вакуум духовной пищи надо было как-то заполнять, ну и вино тут пришлось как нельзя кстати, а может быть оно и было бенефициаром всех этих нововведений. И скорее всего, это звенья одной цепи, называемой государственной политикой. Из каких целей она шла - сложно сказать. Но получилось очень странное историческое наслоение, когда после загадочной разрухи (см.выше) власть вдруг начинает активную борьбу с благодатью и её техническими проявлениями, заполняя её вином в духовной части этой непонятной реформы. Что это вообще было? Увы, этой власти не стало уже почти 100 лет назад.

Melochnaia torgovlia. Vinokurenie Evreev (аннотация в оригинале, источник), Ташкент, из собрания Фон Кауфмана, конец 19 века
Наверное, все уже догадались как минимум о том, что крестоносцы ходили на Ближний Восток не только и не столько за справедливостью, сколько для решения вполне банальных вопросов. И черти (как олицетворение всего плохого) от ладана бегали не просто так. А что касается остального, то почему-то упорно вспоминается ещё не забытое видение из недалёкого прошлого:

СССР, продажа винно-водочных изделий, 1987 год
Здесь уже, как говорится, думайте сами, но лично у меня эти события с 19 века по н.в. складываются во вполне понятную логическую цепь.
П.С. Цель этой статьи - не пропаганда чего-либо и просто частное мнение автора без претензии на истину.
---



---


Комментариев нет:

Отправить комментарий