ДЖЕК ЛОНДОН: "КАК Я СТАЛ СОЦИАЛИСТОМ"
Я ничуть не отступлю от 
истины, если скажу, что я стал социалистом примерно таким же путем, 
каким тевтонские язычники стали христианами, - социализм в меня 
вколотили. Во времена моего обращения я не только не стремился к 
социализму, но даже противился ему. Я был очень молод и наивен, в 
достаточной мере невежествен и от всего сердца слагал гимны сильной 
личности, хотя никогда и не слышал о так называемом "
индивидуализме". 
Я
 слагал гимны силе потому, что я сам был силен. Иными словами, у меня 
было отличное здоровье и крепкие мускулы. И не удивительно - ведь раннее
 детство я провел на ранчо в Калифорнии, мальчиком продавал газеты на 
улицах западного города с прекрасным климатом, а в юности дышал озоном 
бухты Сан-Франциско и Тихого океана. Я любил жизнь на открытом воздухе, 
под открытым небом я работал, причем брался за самую тяжелую работу. Не 
обученный никакому ремеслу, переходя от одной случайной работы к другой,
 я бодро взирал на мир и считал, что все в нем чудесно, все до конца. 
Повторяю, я был полон оптимизма, ибо у меня было здоровье и сила; я не 
ведал ни болезней, ни слабости, ни один хозяин не отверг бы меня, сочтя 
непригодным; во всякое время я мог найти себе дело: сгребать уголь, 
плавать на корабле матросом, приняться за любой физический труд. 
И
 вот потому-то, в радостном упоении молодостью, умея постоять за себя и в
 труде и в драке, я был неудержимым 
индивидуалистом. И это естественно: 
ведь я был победителем. А посему - справедливо или несправедливо - жизнь
 я называл игрой, игрой, достойной мужчины. Для меня быть человеком - 
значило быть мужчиной, мужчиной с большой буквы. Идти навстречу 
приключениям, как мужчина, сражаться, как мужчина, работать, как мужчина
 (хотя бы за плату подростка), - вот что увлекало меня, вот что владело 
всем моим сердцем. И, вглядываясь в туманные дали беспредельного 
будущего, я собирался продолжать все ту же, как я именовал ее, 
мужскую 
игру, - странствовать по жизни во всеоружии неистощимого здоровья и 
неслабеющих мускулов, застрахованный от всяких бед. Да, будущее 
рисовалось мне беспредельным. Я представлял себе, что так и стану без 
конца рыскать по свету и, подобно "белокурой бестии" Ницше, одерживать 
победы, упиваясь своей силой, своим превосходством. 
Что 
касается неудачников, больных, хилых, старых, калек, то, признаться, 
я 
мало думал о них; я лишь смутно ощущал, что, не случись с ними беды, 
каждый из них при желании был бы не хуже меня и работал бы с таким же 
успехом. Несчастный случай? Но это уж судьба, а слово судьба я тоже 
писал с большой буквы: от судьбы не уйдешь. Под Ватерлоо судьба 
надсмеялась над Наполеоном, однако это не умаляло моего желания стать 
новым Наполеоном. Я и мысли не допускал, что с моей драгоценной особой 
может стрястись какая-то беда: подумать об этом, помимо прочего, не 
дозволял мне 
оптимизм желудка, способного переварить ржавое железо, не 
дозволяло цветущее здоровье, которое только закалялось и крепло от 
невзгод. 
Надеюсь, я достаточно ясно дал понять, как я гордился 
тем, что принадлежу к числу особо избранных и щедро одаренных натур. 
Благородство труда - вот что пленяло меня больше всего на свете. Еще не 
читая ни Карлейля, ни Киплинга, я начертал собственное евангелие труда, 
перед которым меркло их евангелие. Труд - это все. Труд - это и 
оправдание и спасение. Вам не понять того чувства гордости, какое 
испытывал я после тяжелого дня работы, когда дело спорилось у меня в 
руках. Теперь, оглядываясь назад, я и сам не понимаю этого чувства. Я 
был наиболее преданным из всех наемных рабов, каких когда-либо 
эксплуатировали капиталисты. Лениться или увиливать от работы на 
человека, который мне платит, я считал грехом - грехом, во-первых, по 
отношению к себе и, во-вторых, по отношению к хозяину. Это было, как мне
 казалось, почти столь же тяжким преступлением, как измена, и столь же 
позорным. 
Короче говоря, мой жизнерадостный индивидуализм был в
 плену у 
ортодоксальной буржуазной морали. Я читал буржуазные газеты, 
слушал буржуазных проповедников и восторженно аплодировал трескучим 
фразам буржуазных политических деятелей. Не сомневаюсь, что, если бы 
обстоятельства не направили мою жизнь по другому руслу, я попал бы в 
ряды профессиональных штрейкбрехеров и какой-нибудь особо активный член 
профсоюза раскроил бы мне череп дубинкой и переломал руки, навсегда 
оставив беспомощным калекой. 
Как раз в то время я возвратился 
из семимесячного плавания матросом, мне только что минуло 
восемнадцать 
лет и я принял решение пойти бродяжить. С Запада, где люди в цене и где 
работа сама ищет человека, я то на крыше вагона, то на тормозах добрался
 до перенаселенных рабочих центров Востока, где люди - что пыль под 
колесами, где все высуня язык мечутся в поисках работы. Это новое 
странствие в духе "белокурой бестии" заставило меня взглянуть на жизнь с
 другой, совершенно новой точки зрения. Я уже не был пролетарием, я, по 
излюбленному выражению социологов, опустился "на дно", и я был потрясен,
 узнав те пути, которыми люди сюда попадают. 
Я встретил здесь 
самых разнообразных людей, многие из них были в прошлом такими же 
молодцами, как я, такими же "белокурыми бестиями", - этих матросов, 
солдат, рабочих смял, искалечил, лишил человеческого облика 
тяжелый труд
 и вечно подстерегающее несчастье, а хозяева бросили их, как старых 
кляч, на произвол судьбы. Вместе с ними я обивал чужие пороги, дрожал от
 стужи в товарных вагонах и городских парках. 
И я слушал их рассказы: 
свою жизнь они начинали не хуже меня, желудки и мускулы у них были 
когда-то такие же крепкие, а то и покрепче, чем у меня, однако они 
заканчивали свои дни здесь, перед моими глазами, на человеческой свалке,
 на дне социальной пропасти. 
Я слушал их рассказы, 
и мозг мой 
начал работать. Мне стали очень близки судьбы уличных женщин и бездомных
 мужчин. Я увидел социальную пропасть так ясно, словно это был какой-то 
конкретный, ощутимый предмет; глубоко внизу я видел всех этих людей, а 
чуть повыше видел себя, из последних сил цепляющегося за ее скользкие 
стены. Не скрою, меня охватил 
страх. 
Что будет, когда мои силы сдадут? 
Когда я уже не смогу работать плечо к плечу с теми сильными людьми, 
которые сейчас еще только ждут своего рождения? 
И тогда я дал великую 
клятву. Она звучала примерно так: "Все дни своей жизни я выполнял 
тяжелую физическую работу, и каждый день этой работы толкал меня все 
ближе к пропасти. Я выберусь из пропасти, но выберусь не силой своих 
мускулов. 
Я не стану больше работать физически: да поразит меня господь,
 если я когда-либо вновь возьмусь за тяжелый труд, буду работать руками 
больше, чем это абсолютно необходимо". С тех пор я всегда бежал от 
тяжелого физического труда. 
Однажды, пройдя около десяти тысяч 
миль по Соединенным Штатам и Канаде, я попал к Ниагарскому водопаду и 
здесь был арестован констеблем, 
который хотел на этом заработать. Мне не
 дали и рта раскрыть в свое оправдание, тут же приговорили к тридцати 
дням заключения за отсутствие постоянного местожительства и видимых 
средств к существованию, надели на меня наручники, сковали общей цепью с
 группой таких же горемык, как и я, отвезли в Буффало, где поместили в 
исправительную тюрьму округа Эри, начисто сбрили мне волосы и 
пробивающиеся усы, одели в полосатую одежду арестанта, сдали 
студенту-медику, который на таких, как я, учился прививать оспу, 
поставили в шеренгу и принудили работать под надзором часовых, 
вооруженных винчестерами, - и все это лишь за то, что я отправился на 
поиски приключений в духе "белокурой бестии". О дальнейших подробностях 
лучше не рассказывать, но я могу заявить одно: 
мой американский 
патриотизм с тех пор изрядно повыветрился или, пожалуй, и совсем 
улетучился, во веком случае после всех этих испытаний я стал куда больше
 думать и заботиться о мужчинах, женщинах и детях, чем о каких-то 
условных границах на географической карте 
Но вернемся к моему 
обращению. Теперь, я полагаю, всякому видно, что мой неудержимый 
индивидуализм был весьма успешно выбит из меня и что столь же успешно в 
меня вколотили нечто другое. Но точно так же, как я не знал, что был 
индивидуалистом, так теперь 
неведомо для себя я стал социалистом, весьма
 далеким, конечно, от социализма научного. 
Я родился заново, но, не 
будучи заново крещен, продолжал странствовать по свету, стараясь понять,
 что же в конце концов я такое. Но вот я возвратился в Калифорнию и 
засел за книги. Не помню, какую книгу я раскрыл первой, да это, пожалуй,
 и неважно. Я уже был тем, чем был, и книги лишь объяснили мне, что это 
такое, а именно, что я 
социалист. С тех пор я прочел немало книг, но ни 
один экономический или логический довод, ни одно самое убедительное 
свидетельство неизбежности социализма не оказало на меня того глубокого 
воздействия, какое я испытал в тот день, когда впервые увидел вокруг 
себя 
стены социальной пропасти и почувствовал, что начинаю скользить 
вниз, вниз - 
на самое ее дно.
источник
---
---