Фарватер Истории в Яндекс Дзен сообщает:
Сейчас по экранам телевизоров бродят многочисленные супергерои. Вроде бы кондовые русские, но с этаким американским ароматом. Типа русско-голивудских Джеймсов Бондов, Конанов или Рэмбо. Главное, чтобы побольше мускулатуры, поменьше мозгов, чтобы стрелял из нагана пулеметными очередями, а в перерыве между подвигами охмуряли красивых женщин. Вот и вылезают на экраны мифические Лесники, майоры Кручи, Волкодавы и прочие, не имеющие ничего из реальной жизни.
А зачем придумывать? Оглянитесь назад и внимательно посмотрите на свою историю. Вот вам настоящий герой, супермен, перед которым бледнеют Чаки Норисы, Сталлоне, а Шварценеггер – вообще мальчик для битья. АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ ГОЛОВАНОВ.
Он был хорош во всем. Настоящий супермен и герой. Чемпион Советского Союза по стрельбе, конному спорту, мотогонкам, виртуоз автомобильной езды, лучший летчик страны. В годы войны командовал Авиацией Дальнего Действия. А еще он был телохранителем и личным порученцем Сталина.
Последний подвиг
Под конец жизни Александр Голованов написал книгу воспоминаний. Мемуары охватывали годы войны (А.Е.Голованов. Дальняя бомбардировочная). Автор красочно и увлекательно описал действия Авиации Дальнего Действия (АДД), которой он командовал, рассказал о встречах со Сталиным, которого всю жизнь уважал и любил. Главное политическое управление Советской армии предложило Голованову изменить некоторые главы, убрать из мемуаров позитивные высказывания о вожде и упомянуть в книге Л.И. Брежнева. Голованов ответил категорическим отказом. Последовало наказание — глухое умолчание деятельности Голованова и всего вклада Авиации Дальнего Действия в Победу. Единственному из советских военачальников Голованову было отказано в публикации воспоминаний!
Удар был слишком тяжел. Еще крепкий человек слег в постель. Ему сделали операцию. Его друг летчик-испытатель Мезох вспоминал: «Военные врачи сказали, что такого человека еще не видели. Видно, что боль жуткая, зрачки расширились, а он молчит».
В конце 80-х Воениздат мизерным тиражом и с многочисленными купюрами и «смягчениями» выпустил мемуары А.Е. Голованова под названием «Записки командующего АДД». Сегодня она уже напечатана в полном объеме. Все современные историки пишут о Голованове на основе этих мемуаров. Но хоть в книге нет, ни слова лжи, многие вещи он просто умалчивает. Пример: Голованов красочно и подробно рассказывает, как его полк, а позже дивизия, летом 1941 года бомбила Берлин и Кенигсберг. О том, что он лично руководил налетами и сидел за штурвалом бомбардировщика, он скромно не упоминает. О своих молодых годах Голованов вообще молчит как партизан. Так что давайте копнем поглубже, без оглядки на мемуары.
Шестнадцатилетний чекист
Александр Евгеньевич Голованов родился 7 августа 1904 года в Нижнем Новгороде, но день своего рождения он всегда отмечал 12 сентября – по православному календарю это день святого благоверного князя Александра Невского.
Николай Кибальчич дед Александра Голованова
Предками его были разночинцы и дворяне. Не те аристократы «голубых кровей», а служивое, мелкопоместное дворянство, на которых держалась вся слава России. По отцовской линии – моряки. Отец – капитан речного флота. Многие из рода Головановых служили в гвардии, в Семеновском полку. Отличались ростом, статью и силой. По матери один из предков – адмирал Корнилов, герой обороны Севастополя. Дед – знаменитый народоволец Николай Кибальчич, участник покушения на императора Александра II. В тюрьме перед казнью он разработал проект реактивного космического аппарата. Мать А.Е. Голованова, ставшая оперной певицей, родилась в Томской тюрьме.
Внешние данные были потрясающими – голубоглазый блондин двухметрового роста с обаятельной улыбкой на мужественном лице. Его жена Тамара Васильевна была ему под стать – высокая, стройная женщина изумительной красоты. По воспоминаниям очевидцев, внешностью, эффектностью и элегантностью они напоминали кинозвезд. Голливуд просто отдыхает. А как они танцевали! Тогда в моду вошло томное, страстное танго. Лучше пары не было в Москве и во всём Союзе.
В тринадцать лет, прибавив себе лишних три года (благо рост позволял), юный Саша Голованов вступил добровольцем в Красную Армию. Он воевал на Южном фронте, служил разведчиком в стрелковом полку, принимал участие в боях с деникинцами и махновцами, был контужен, дослужился до командира взвода разведчиков. В 16 лет он уже в органах ОГПУ.
Тайная жизнь
В 21 год на петлицах Александра Голованова уже четыре шпалы – в наше время эти знаки отличия соответствуют званию полковника. В те годы «звёздочками» в ОГПУ не разбрасывались, а давали за истинные заслуги. А заслуги у Голованова были несомненные. Правда, большинство из них покрыто мраком. Известно лишь, что он принимал активное участие в операции «Трест» и лично арестовывал эсера-террориста Бориса Савинкова. Тоже личность крутая, супермен. Два десятка лет за ним безуспешно гонялась царская охранка, белогвардейская контрразведка и красная ЧК. Парабеллум Савинкова потом долгое время хранился в столе маршала.
Борис Савинков
В 1931-1933 гг. А. Голованов, оставаясь сотрудником ОГПУ, был прикомандирован к ВСНХ и образованному из него Народному комиссариату тяжёлой промышленности, где работал ответственным секретарём заместителя наркома. Некоторые историки полагают, что по приказу Сталина он надзирал за наркомом С. Орджоникидзе.
В середине 30-х годов Голованов появляется в Алма-Ате. Что делать крутому супермену в тогдашнем тихом провинциальном городке – непонятно. Но почти одновременно в Алма-Ату ссылают «демона революции» – Льва Троцкого. По молодости лет беседовал я с одним старичком-ветераном Уразом Мукашевым. Тот утверждал, что Голованов тайно надзирал за Троцким и в случае приказа должен был его ликвидировать. За достоверность не ручаюсь, дедушка был старенький и впадал в маразм.
В своих мемуарах Голованов утверждает, что впервые встретился со Сталиным лишь в 1941 году, после того как написал ему по просьбе командующего ВВС Смушкевича личное письмо. Это сомнительно и неправдоподобно. С какой стати командующий авиацией будет обращаться к Сталину посредством письма простого летчика гражданской авиации? Именно таким и был тогда Голованов. Тот же Ураз Мукашев в 1932 году сопровождал Голованова с секретной миссией в Синьцзян. На одной из ночевок у костра он спросил у Александра Евгеньевича, видел ли он Сталина. Тот ответил утвердительно: «Видел не раз и Сталина, и Троцкого. Даже Ленина видел, но только вот с ним не беседовал». Значит, со Сталиным и Троцким всё-таки разговаривал.
Да и с какой стати Сталин стал бы назначать незнакомого человека своим телохранителем, особым порученцем и своим личным пилотом? Скорее всего, судьба свела Голованова и Сталина гораздо раньше – где-то в конце 20-х годов. Голованов имел свободный доступ к Сталину, во время войны встречался с вождем практически ежедневно, а тот обращался к нему по имени – это было знаком величайшего доверия.
В 1933 Голованов официально уходит из ОГПУ и учится на летчика. Несмотря на то, что летать стал довольно поздно, он в короткое время достигает значительных результатов. Не мог он быть вторым, по натуре он должен был быть лучшим. Вскоре он назначается начальником Восточно-Сибирского управления гражданской авиации – для пилота, всего два года назад севшего за штурвал, взлет карьеры неимоверный.
Стоит учитывать, что в то время представлял Восточно-Сибирский авиаотряд. Это связь с союзной Монголией, в которой идут социальные преобразования, связь с тогда еще независимой Тувой, которая в скором временем войдет в состав СССР. Рядом Китай, где настоящий котел политических партий и интриг, Синьцзян, где нарастает национально освободительное движение. Сталин вмешивается бурлящую политику региона, причем не открыто, а тайно. Скорее всего, через Александра Голованова. У него отличное прикрытие – он не военный, не агент НКВД, не дипломат, а обычный гражданский летчик. Косвенные свидетельства тому – три монгольских боевых ордена, не афишируемые награды от Чай Кайши, и Мао Цзэдуна.
В 1937 году Голованова внезапно исключают из партии. Обычно это означало скорый арест. Но он на своем самолете летит в Москву, обходит всю систему столичного ПВО, добивается приема у Сталина. После беседы комиссия партийного контроля постановляет, что исключение из партии было ошибочным. Некоторые историки полагают, что Сталин хотел попугать своего подопечного, показав, что с ним может произойти, если тот станет болтать. Другие, и я в том числе, считают, что Александр Голованов единственный раз не выполнил какого-то важного поручения вождя – к сожалению, не все по плечу даже самому крутому супермену. Но после встречи Сталин сменил гнев на милость, отменив расправу.
В Сибирь Голованов не возвращается, векторы политики поменялись. Он становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения. Летает на личном самолете Сталина – «Сталинский маршрут». Именно на нем Жуков летел из Москвы на Халхин-Гол, Блюхер – с Дальнего Востока на расправу в Кремль. Голованов участвует в боевых действиях на Халхин-Голе и в Советско-финской войне.
Хотя он действительно был лучшим летчиком Советского Союза, совершал героические перелеты, но все-таки основной его деятельностью были ответственные и секретные поручения самого Сталина, как в СССР, так и за рубежом. Даже в мемуарах, если читать внимательно, это проскальзывает. В трагические дни октября 1941, когда в Москве разразилась паника, именно Голованова Сталин отправил наводить порядок на дорогах и возвращать в столицу перетрусивших членов правительства.
Взлет и падение
Жуков и Голованов
Великая Отечественная война была главным событием в жизни Голованова. За четыре года он прошел путь от полковника до маршала авиации, от командира полка до командующего АДД. Беспрецедентная карьера. Громкое в годы войны и ныне почти забытое название – АДД. Это ночные налеты в 1941 году на Берлин; мощные удары по железнодорожным узлам, резервам и переднему краю противника; доставка Вечеслава Молотова на переговоры в Англию и США; помощь Народно-освободительной армии Югославии; десятки тысяч перевезенных партизан и разведчиков.
АДД под командованием Голованова стала лучшим родом войск в Советской армии, выполняя практически все приказы командования. В немецких разведсводках летчиков АДД называли «аристократами авиации», «любимицами народа». В марте 1946 года Сталин, подойдя к большой группе собранных для фотоснимка в Георгиевском зале маршалов, генералов и адмиралов, вдруг подозвал к себе Голованова, стоявшего где-то позади, лично усадил его в первом ряду, где было всего 12 полководцев, включая Г. К. Жукова и К. К. Рокоссовского. Любил Сталин Голованова, любил по-отечески, наверняка втайне желая, чтобы сын Василий был похож на Голованова. Когда у Голованова родилась дочка Вероника, Сталин радовался больше чем рождению собственных внуков.
Но время шло, вождь старел, впадал в маниакальную подозрительность. Берия интригами убирал ближайшее верное окружение Сталина – Поскребышева, Власика. Дошло дело и до Голованова. Он ждал ареста, несколько месяцев скрывался на даче и в дальнейшем уже никогда не занимал постов, соответствующих его званию. Лишь в августе 1952-го, успевший к тому времени закончить Академию Генерального штаба и курсы «Выстрел», после сильных унижений он получил под начало воздушно-десантный корпус – беспрецедентное понижение в должности!
Маршал Голованов в опале
После смерти Сталина опала продолжается. От Голованова требуют, чтобы он присоединился к хору критиков Сталина, чтобы рассказал все тайны умершего диктатора. Но все бесполезно – маршал свято чтит память «вождя народов». Хрущев и, что скрывать, Жуков отправляют Голованова в запас. Вообще, маршалов никогда не увольняют в запас, они навсегда приписаны к армии, но для сталиниста Голованова сделали исключение. Пенсию назначили небольшую – всего 1800 рублей (180 на послереформные деньги). Половина уходила на оплату квартиры (опального военачальника лишили всех льгот по оплате жилья), 500 рублей он ежемесячно посылал старушке матери. Выручала дача – гектар земли на Икше. Все сбережения потратили на корову и лошадь, полгектара засевали картошкой. Сам маршал ходил за плугом, жена Тамара Васильевна вела хозяйство, доила корову. Когда понадобилась школьная форма для детей, Головановы всей семьей собирали ягоды, сдавали в потребкооперацию. Лишь через несколько лет бывший маршал смог устроиться в НИИ гражданской авиации на скромную должность. Окончательно на пенсию ушел в 1966-м.
Умер Александр Евгеньевич 22 августа 1975 года, до конца дней оставаясь преданным своему кумиру – Сталину.
Какие тайны вождя он хранил, какие секретные и личные поручения он выполнял? Встреча в декабре 41-го с фельдмаршалом фон Боком, помощь словацкому и польскому восстанию, уничтожение эсэсовской экспедиции на Тибете (поиски Шамбалы) и многое другое. Боюсь, этого мы уже не узнаем.
---
Мы кузнецы (СССР.Шкулев Ф.С. ) Хор.
Если ролик не открывается, вот другая ссылка.
---
- Звания махатмы в ХХ веке удостоены два человека ...
- Первый день войны. 1941. Видео.
- Невероятно для голодного человека
- Последний бой Василия Сталина. Правда против глумления...
- Настоящий ариец Кузнецов с Урала и немцы.
- Побег на немецком "Тигре". Танк подвёл.
- Советский человек - Из фашистского концлагеря в чемпионы...
- Лётчик, которого наградили и Гитлер, и Сталин
- Выступление тов. Берия Л.П. на XIX съезде ВКП(б) ...
- Коммунист. Звание лучших.
- Молодая гвардия. Животная ненависть капитализма ...
- Я расписалась на Рейхстаге: «Победила вас русская ...
- Победители. Эффективные люди СССР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий