среда, 24 февраля 2016 г.

Ломающий устои. Галилей.

Успешный человек много учится и вникает в сущность вопросов.
Здесь еще один пример ломания устоявшихся взглядов.

Человек - существо мнительное, неустойчивое. Только твердая вера может сделать из него камень в основание любой церкви - исторический факт.
Но некоторые хитрят. Смотрим пример:


Галилео Галилей
15 февраля 1564 – 8 января 1642


Физик, механик и астроном, один из основателей естествознания, поэт, филолог и критик.

Родился в Пизе.

Отец его, Винченцо, известный музыкант [значит музыка с детства и гармония ему понятна].

До 11 лет Галилей жил в Пизе [падающая башня навевала разные мысли], посещал там школу, затем семья переселилась во Флоренцию [родители были оттуда]. Дальнейшее воспитание Галилей получил в монастыре Валломброса, где был принят послушником в монашеский орден.

Там же познакомился с работами латинских и греческих писателей. 
Под предлогом (!) тяжёлой глазной болезни отец взял сына из монастыря [парнишка много читал, видимо, и волновал местных охранников]. 

По настоянию отца в 1581 г. Галилей поступил в Пизанский университет [снова вернулся в места детства], в котором изучал медицину [похоже, что это было модно тогда]. Здесь он впервые познакомился с физикой Аристотеля, с самого начала показавшейся ему неубедительной [круто загнул юный талант с самого начала]. 

Галилей обратился к чтению древних математиков – Евклида и Архимеда. Архимед стал его настоящим учителем [умение различать ложное - привилегия ищущих]. Увлечённый геометрией и механикой, Галилей бросил медицину [родители, очевидно, были в восторге :)] и вернулся во Флоренцию, где провёл 4 года, изучая математику. 

Результатом этого периода жизни Галилея было небольшое сочинение «Маленькие весы» (1586, изд. 1655), в котором описаны построенные Галилеем гидростатические весы для быстрого определения состава металлических сплавов, и геометрическое исследование о центрах тяжести телесных фигур.

Эти работы принесли Галилею первую известность среди итальянских математиков. И талантливый выскочка в 1589 г. получил кафедру математики в Пизе, продолжая научную работу [признак успешного человека]. 

В рукописях сохранился его «Диалог о движении», написанный в Пизе и направленный против Аристотеля [спорить - так с великими]. Уже здесь, не называя имени Коперника, Галилей приводит доводы, опровергающие возражения Аристотеля против суточного вращения Земли [начал подтачивать церковных фундаменталистов].

Рост таланта продолжился. В 1592 г. Галилей уже занял кафедру математики в Падуе. Падуанский период жизни Галилея (1592–1610) – время наивысшего расцвета его деятельности

В эти годы [безудержной игры "мальчика" с предметами] возникли его статические исследования о машинах, где он исходит из общего принципа равновесия, совпадающего с принципом возможных перемещений, созрели его главные динамические работы о законах свободного падения тел, о падении по наклонной плоскости, о движении тела, брошенного под углом к горизонту, об изохронизме колебаний маятника. 

К этому же периоду относятся исследования о прочности материалов, о механике тел животных; наконец, в Падуе Галилей стал вполне убеждённым последователем Коперника [вероятно, он уже знал о Джордано Бруно, использованного при развлечениях церковной инквизиции на костре в качестве жертвы].

Однако научная работа Галилея осталась скрытой от всех, за исключением друзей [фанатичные и жадные люди вокруг усердно искали, кого бы еще поджарить на костре "за веру и отечество", а ведь "опыт - сын ошибок трудных..."]. 

В 1609 г., на основании дошедших до него сведений об изобретённой в Голландии зрительной трубе, Галилей строит свой первый телескоп, дающий приблизительно 3-кратное увеличение. Работа телескопа демонстрировалась с башни св. Марка в Венеции и произвела громадное впечатление. 


Вскоре Галилей построил телескоп с увеличением в 32 раза.

Наблюдения, произведённые с его помощью, разрушили «идеальные сферы» Аристотеля и догмат о совершенстве небесных тел: поверхность Луны оказалась покрытой горами и изрытой кратерами, звёзды потеряли свои кажущиеся размеры и впервые была постигнута их колоссальная удалённость. 
У Юпитера обнаружилось 4 спутника, на небе стало видно громадное количество новых звёзд. Млечный Путь распался на отдельные звёзды. 

Свои наблюдения Галилей описал в сочинении «Звёздный вестник» (1610–1611), которое произвело ошеломляющее впечатление [народ трепетал и содрогался - новый гаджет "телескоп" покорял сердца молодежи]. 

Но Галилея обвиняли в том, что всё увиденное им – оптический обман, аргументировали и просто тем, что его наблюдения противоречат Аристотелю, а следовательно, ошибочны [если нельзя потрогать горы на Луне - значит "мошенник" дурит фокусами честных людей - явно нетрадиционная оптика, секта телескопов :)].

Успешность и самодостаточность продолжали давить на этого человека - астрономические открытия жестко крутанули жизнь Галилея - он освободился от преподавательской деятельности и по приглашению герцога Козимо II Медичи переселился во Флоренцию [снова знакомые места]. Здесь он становится придворным «философом» и «первым математиком» университета, без обязательства читать лекции [мечта многих идиотов].

Будучи свободным художником, он не ударился в прожигание жизни, а продолжил телескопические наблюдения и открыл фазы Венеры, солнечные пятна и вращение Солнца, изучал движение спутников Юпитера, наблюдал Сатурн. 

В 1611 г. Галилей ездил в Рим, где ему был оказан восторженный приём при папском дворе и где у него завязалась дружба с князем Чези, основателем Академии деи Линчеи («Академии Рысьеглазых»), членом которой он стал [успех к успеху липнет]. 

По настоянию герцога Галилей опубликовал своё первое антиаристотелевское сочинение – «Рассуждение о телах, пребывающих в воде, и тех, которые в ней движутся» (1612), где применил принцип равных моментов к выводу условий равновесия в жидких телах.

Однако в 1613 г. стало известно о письме Галилея к аббату Кастелли, в котором он защищал взгляды Коперника [всего лишь письмо]. Письмо послужило поводом для прямого доноса [завистники не спят] на Галилея в инквизицию

В 1616 г. конгрегация иезуитов объявила учение Коперника еретическим, книга Коперника была включена в список запрещенных
Имя Галилея в постановлении не было названо, но частным образом ему было приказано отказаться от защиты этого учения. 

Галилей формально подчинился декрету. 

В течение нескольких лет он принуждён был молчать о системе Коперника или говорить о ней намёками [мир просвещенной свободы :) Ага. Вы можете себе представить жизнь молча, когда изнутри распирает правда? Партизанщина какая-то]. 

Единственным большим сочинением Галилея за этот период был «Пробирщик» (1623) – полемический трактат по поводу трёх комет, появившихся в 1618 г. В отношении литературной формы, остроумия и изысканности стиля это одно из наиболее замечательных произведений Галилея [при диктатуре развивается юмор].

Но случилось чудо - мафию возглавил в 1623 г. его друг, то есть на папский престол под именем Урбана VIII вступил друг Галилея кардинал Маффео Барберини. Для Галилея это событие казалось равносильным освобождению от уз интердикта (декрета). В 1630 г. он приехал в Рим уже с готовой рукописью «Диалога о приливах и отливах» (первое название «Диалога о двух главнейших системах мира»), в котором системы Коперника и Птолемея представлены в разговорах трёх собеседников: Сагредо, Сальвиати и Симпличо.

После некоторых мытарств книга появилась во Флоренции на итальянском языке в январе 1632 г. Через несколько месяцев после выхода книги Галилей получил приказ из Рима прекратить дальнейшую продажу издания. По требованию инквизиции Галилей был вынужден в феврале 1633 г. приехать в Рим. Против него был возбуждён процесс [братцы костровые засучили рукава]. 

На четырёх допросах – от 12 апреля до 21 июня 1633 г. – Галилей отрекся от учения Коперника и 22 июня принёс на коленях [а как же] публичное покаяние в церкви Maria Sopra Minerva. 

«Диалог» был запрещен, а Галилей 9 лет официально считался «узником инквизиции» [стоящий у костра]. 

Сначала он жил в Риме, в герцогском дворце, затем в своей вилле Арчетри, под Флоренцией. Ему были запрещены разговоры с кем-либо о движении Земли и печатание трудов. 
Но, несмотря на папский интердикт, в протестантских странах появился латинский перевод «Диалога», в Голландии было напечатано рассуждение Галилея об отношениях Библии и естествознания. Наконец, в 1638 г. в Голландии издали одно из самых важных сочинений Галилея, подводящее итог его физическим изысканиям и содержащее обоснование динамики, – «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки..."

В 1637 г. Галилей ослеп; он умер 8 января 1642 г. 

В 1737 г. была исполнена последняя воля Галилея – его прах был перенесён во Флоренцию в церковь Санта-Кроче, где он был погребён рядом с Микеланджело.


Научная смелость имели решающее значение для победы гелиоцентрической системы мира. 

История статики начинается с Архимеда; историю динамики открывает Галилей. 

Основа мировоззрения Галилея – признание объективного существования мира, т.е. его существования вне и независимо от человеческого сознания. Мир бесконечен, считал он, материя вечна. Во всех процессах, происходящих в природе, ничто не уничтожается и не порождается – происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из абсолютно неделимых атомов, её движение – единственное, универсальное механическое перемещение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам механики. Всё в природе подчинено строгой механической причинности

Подлинную цель науки Галилей видел в отыскании причин явлений

Галилей утверждал, что задача учёного – «... это изучать великую книгу природы, которая и является настоящим предметом философии». 

Тех, кто слепо придерживается мнения авторитетов, не желая самостоятельно изучать явления природы, Галилей называл «раболепными умами», считал их недостойными звания философа и клеймил как «докторов зубрёжки». 

Галилей разделял теорию двойственной истины и допускал божественный первотолчок.

И это еще не всё. 

Одарённость Галилея не ограничивалась областью науки: он был музыкантом, художником, любителем искусств и блестящим литератором

Его научные трактаты, большая часть которых написана на народном итальянском языке, хотя Галилей в совершенстве владел латынью, могут быть отнесены также к художественным произведениям по простоте и ясности изложения и блеску литературного стиля

Галилей переводил с греческого языка на латынь, изучал античных классиков и поэтов Возрождения (работы «Заметки к Ариосто», «Критика Тассо»), выступал во Флорентийской академии по вопросам изучения Данте, написал бурлескную поэму «Сатира на носящих тогу». Галилей – соавтор канцоны А. Сальвадори «О звёздах Медичей» – спутниках Юпитера, открытых Галилеем в 1610 г.

Вот такой человек может называться успешным

Комментариев нет:

Отправить комментарий