понедельник, 11 апреля 2016 г.

Не просто кузнец. Дети в Советском Узбекистане.

Кузнец Шаахмед Шамахмудов

автор Аскар Айсин

Человек. Один из многих советских людей.



Мало кому известна фамилия узбекского кузнеца Шамахмудова который совершил воистину героический подвиг во время Великой Отечественной войны.

За годы войны можно было видеть на железнодорожных станциях, на рельсовых путях длинные цепи вагонов, из окон которых выглядывали только дети, - множество белокурых, темных и золотисто-красных головок в каждом окне. Издалека эти поезда казались веселыми.




Дети - всегда дети. Детские вагоны полны шума и суеты, полны какого-то нетерпеливого ожидания. Маленькие пассажиры кого-то зовут, кому-то машут руками, выскакивают на площадки, высовываются из окон.


Дети войны

Но если приглядеться к каждому ребенку в отдельности, нельзя не заметить, что многие из этих шести - семилетних путешественников перестали быть детьми, оставили свое детство где-то далеко - там, где сгорели их дома, где у них на глазах были убиты их отцы и матери. С такими детьми нелегко заговорить. Страшно разбудить в них память, которая вновь заставит их пережить то, что не по силам перенести и взрослому.

Детей увозят от войны в края, куда не долетают самые мощные самолеты врага, где земля не вздрагивает от взрывов фугасных бомб и артиллерийских снарядов, где дома стоят совершенно целые и невредимые, со всеми стеклами в окошках и вечером за этими стеклами беспечно зажигается свет.


Ш. Шамахмудов взял в свою семью 16 детей,
потерявших родителей во время Великой Отечественной войны

По нынешним временам даже трудно себе представить, что есть такие края. Дети едут туда, веря и не веря рассказам взрослых. А в этих сказочных краях их ждут. Освобождают для них, достраивают и приводят в порядок просторные дома. Тысячи детей найдут приют в этих домах. Но многие из ребят растекутся по городам и деревням, попадут в семьи врачей, учителей, кузнецов, колхозников. И эти семьи станут для них родными.


Ташкент

В Ташкенте нашли приют сотни тысяч детей-сирот, потерявших родителей в Великой Отечественной войне. Яркий пример тому: семья кузнеца Шамахмудова - семья, усыновившая в годы войны 15 осиротевших детей.

В начале войны Шаахмед (упрощенное – Ахмед) Шамахмудов (1890-1970) и его жена Бахри Акрамова (р. 1903) работали кузнецами в артели им. Тельмана.



Плакат тех времен

В городе было создано до 20 госпиталей (7650 коек). Шефство над раненными и больными воинами Советской Армии держали коллективы фабрик, заводов, учреждений, санитарные дружины, учащиеся школ и курсов медсестер, деятели литературы и искусства.

Городской Совет депутатов трудящихся проводил большую работу по оказанию помощи семьям военнослужащих. Для размещения прибывающих в Ташкент детских домов и групп детей предоставлялись лучшие помещения города. Дети – сироты брались на специальный учет, подростки направлялись в школы фабрично-завод-ского ученичества, ремесленные и железнодорожные училища с последующим направлением на работу.



Ташкент

Комиссия Горисполкома по оказанию помощи детям вела среди населения города сбор денежных средств, детской одежды. По призыву женщин Ташкента началось массовое движение по усыновлению эвакуированных детей, тысячи жителей последовали этому призыву.

В плодоносном Советском Узбекистане, где почти круглый год что-нибудь цветет и зреет, семья Шамахмудовых взяла на воспитание детей – сирот разных национальностей.




Среди них были русский, белорус, молдаванин, латыш, казах, татарин и др.

Шамахмудовы окружили обездоленных ребят заботой и любовью, обучали, воспитывали и вырастили всех достойными гражданами нашей страны.

За один 1943 год пожилой кузнец Шамахмудов стал отцом четверых детей.

И дети у него все разных национальностей и разных фамилий: Рая Мальцева - белоруска, Малика Исламова - татарка, Володя Урусов русский, а четвертый сын кузнеца - безымянны двухлетний мальчик неизвестного происхождения. Шамахмудов сам дал ему имя - Ногмат, что значит «дар».

Весть о большой семье кузнеца Шамахмудова разнеслась по всему СССР дошла и до фронта. Ахмед получил письмо и денежный перевод с передовых позиций. Старший лейтенант Левицкий прислал ему несколько сот рублей - большую часть того, что получает в месяц командир его звания - и обещал посылать столько же ежемесячно до тех пор, пока будет жив. Ему хочется помочь Ахмеду хоть чем-нибудь в воспитании детей.

Ахмед не знал, как поступить с деньгами. Всех детей он уже привык считать своими, а брать у кого-то деньги на то, чтобы кормить и одевать свою семью, ему казалось странным.

Отказать же хорошему человеку он тоже не хотел - зачем обижать его!

Ахмед Шамахмудов подумал и взял на воспитание еще одного сына - украинца Саню Брынина.

У Сани - два приемных отца: узбекский кузнец, которого он только что увидел, и русский лейтенант, которого он, может быть, не увидит никогда. У этого русского лейтенанта были и свои дети. Теперь их нет - их совсем недавно убили фашисты.

Человек, так жестоко и бессмысленно ограбленный, сохраняет в душе только большие простые чувства. Эти чувства - любовь и ненависть. Они тесно переплетаются между собой и питают друг друга.

Лейтенанту Левицкому не нужно было видеть своего маленького приемного сына, чтобы отдать ему нерастраченную отеческую любовь, чтобы по первому порыву взять на себя заботу о нем.

В 1982 году в Ташкенте семье Шамахмудова был поставлен памятник на одной из центральных площадей.



В центре площади перед Дворцом Дружбы Народов, который обычно используется как концертный зал, установлен очень знаменательный для Ташкента памятник. Он изображает реально существовавшую в городе большую семью простого кузнеца Шаахмеда Шамахмудова (1890-1970)

источник

---

Дополнительно:





---------

Комментариев нет:

Отправить комментарий