суббота, 25 июня 2016 г.

Христианские похороны (продолжение по Книги Смерти)




Часть 7.2. Христианские ПОХОРОНЫ

Комментирую Славянскую Книгу Смерти.

Предыдущая часть тут - http://vimstory.blogspot.ru/2016/06/blog-post_22.html

После Крещения Руси в X веке (988 г.) обряд похорон существенно изменился.

Христианство внесло новые традиции. Покойников стали хоронить головой на запад. Это общее христианское правило - класть мертвых головой на запад. Напрямую связано с преданием о том, что тело Христа было похоронено головой на запад и, следовательно, лицом на восток (там находится ЭДЕМ).

Церковь активно боролась с ведическими обычаями. Но они изживались медленно. Только с XII века в некоторых славянских деревенских могилах появляются христианские символы (крестики, иконки).

Домонгольские нательные кресты с выемчатыми эмалями, XI - XIII вв.


Разведение ритуальных костров на кладбищах, символизирующих сожжение трупа, сохранилось кое-где вплоть до XIX века. А вложение в гроб предметов, которые якобы пригодятся покойному на том свете, случаются и до сих пор.

Можно выделить четыре основных этапа христианских похорон:

1. Предсмертная молитва.
2. Предпогребальные обрядовые действия: подготовка тепа умершего к похоронам, омовение, одевание, положение во гроб, ночные бдения у гроба.
3.Погребальный обряд.
4.Поминки.



7.2.1. Предсмертная молитва.

Перед умирающим [ человек еще жив ] не возбраняется самим сделать отчитку, если нет возможности пригласить попа отчитывать предсмертную молитву и сотворить соборование.

Люди тяжело переносят смерть родных и близких. Но кроме душевных страданий возникает масса вопросов, которые обязательно нужно разрешить. Например, как правильно молиться об уже умершем? Об этом надо узнавать у знающих людей, в церкви. 


7.2.2. Предпогребальные обрядовые действия.

Помимо практической необходимости, христианский обряд захоронения умершего сохранил древнее ритуальное происхождение:

Смерть мыслилась как дорога в загробный мир.
Омовение, обряжение покойного и другие действия по подготовке его к похоронам – это как бы сборы в дальнюю дорогу.
Омовение имело не только гигиеническую цель, но рассматривалось и как очистительный обряд.

Дорога в загробный Мир может выглядеть и так


Девицы, занимавшиеся «собиранием» умерших и чтением над ними Псалтири, носили темную одежду. За труд они получали белье и носильные вещи умершего. Но не те, которые были на нём во время смерти.

Если не было специалистов – омывальщиков, издавна было принято, чтобы омовение умерших производили люди, не состоявшие в родстве с умершим.

Обмывали в тот же час после смерти, два-три раза теплой водой с мылом из глиняного, обычно нового, горшка. На атрибуты омовения – горшок, воду, мыло, гребень – переносились свойства мертвеца, его мертвящая сила. От них старались поскорее избавиться.



Вода, которой мыли покойника, называлась «мертвой». Ее выливали в угол двора, туда, где нет растений, где не ходят люди, чтобы здоровый человек не мог на нее наступить. Таким же образом поступали с водой, которой мыли посуду после поминок. Такова была и участь глиняных горшков для омовения. Их выносили в овраг, на «рубеж» поля, на перекресток дорог - где, как правило, стоял крест, столб, часовня. Там их разбивали или просто оставляли.

Цель этих действий – предотвратить возвращение покойника, чтобы он «не являлся» живым и «не стращал» их.



Также тщательно следили, чтобы эта вода не попала в чужие руки и не послужила для колдовства.

Одевают обычно в новое, чтобы было впору - не велико и не мало. Если нет нового одеяния, то надевают только чистое.
Нельзя надевать на умершего одежду, имеющую на себе пот и кровь. Это может повлечь за собой еще одного покойника.

Если человек еще при жизни попросил надеть на него то, что он хочет, то необходимо исполнить его желание.

Военных обычно одевают в военное. Фронтовики обычно просят, чтобы на них надели ордена. Ведь всё равно их потеряют или выкинут много лет спустя. А они заслужили их и гордились ими.
Вообще, это сугубо личный вопрос семьи. Но желательно, чтобы ордена были с теми, кто их заработал кровью.

Обязательно должно быть белое покрывало, которым укрывают покойника.
На лоб кладется венец с изображением Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи.
На венце слова в старом стиле, это написание Трисвятой песни.

Помимо нательного крестика правила христианского захоронения предусматривают класть в гроб мирянину еще и образок, венчик на лоб и «рукописание» - написанную или напечатанную молитву, отпускающую грехи, которую вкладывают в правую руку покойника. А также свечи.
В руки вкладывается крест или икона.

Если нет возможности пригласить из церкви служителя, то заранее необходимо позаботиться о приглашении пожилых людей, чтобы читать псалмы и служить панихиду.

Положено по окончании трех суток везти покойника в церковь на отпевание. Но постепенно не стали этого придерживаться, и уже не трое суток, а одну ночь ночует дома умерший.

На гроб ставят по углам четыре свечи, меняя их по мере сгорания.
Поныне устойчиво сохраняется такая деталь похоронного ритуала: сразу после смерти на полочку к иконам или на окно ставят стакан воды, накрытый куском хлеба и блюдце с пшеном.


Нужно быть внимательным во время похорон.
Обычно родным не до этого. Но можно оговорить, кто будет следить за порядком. Так как не секрет, что на похоронах многое делается: снимают порчу, подкладывают фото врагов в гроб, стараются забрать волосы, ногти, веревочки с рук и ног и т. д.

Под предлогом «потрогать ноги», чтобы не бояться, делают необходимые дела [ не такие уж и добрые ].

Просят табуретку, на которой стоял гроб, цветы из венка, воду. Решать, давать это всё или нет - родственникам.

При одевании покойных провожающие их иногда испытывают затруднение в выборе цвета одежды. И, чаще всего, предпочитают темную для мужчин, и светлую – для женщин.
Но интересно, что в ведической Руси хоронили, как правило, всех в белом.
Белый цвет одежды умершего – это натуральный цвет домотканого холста, с древности основного материала одежды русского населения.

Одежда умершей девушки и сами похороны были в России особенными. Не только у русских, а и у многих народов был обычай одевать девушку, умершую в расцвете молодости, в подвенечный наряд. Готовили её к погребению, как невесту на свадьбу.

Как девушке, так и парню на безымянный палец правой руки надевали обручальное кольцо.

Женатому человеку и замужней женщине кольца не надевали.

Прежде (да иногда и теперь) при положении умершего во гроб принимали меры магической предосторожности. Тело брали не голыми руками, а надевали рукавицы.



7.2.3. Погребальный обряд

Если предпогребальный этап традиционных русских похорон представлял собой сборы в дорогу в загробный мир, то второй этап являлся как бы началом этой дороги.

Комплекс обрядов этого этапа (вынос тела, отпевание в храме, похоронная процессия на кладбище, захоронение, возвращение родственников умершего в дом) многофункционален.
В тех случаях, когда не приглашается священник, Псалтырь или другие священные книги читаются верующими мирянами.

Один из элементов домашнего траурного ритуала – зажжение свечей в изголовье покойного.
Их прикрепляют к углам гроба, ставят в стакан на столе, а перед иконами – лампады.

Лампада


В настоящее время точные сроки выноса тела, отпевания, похорон, согласные с церковными правилами, соблюдаются редко. И священнослужители, совершающие заупокойные требы, обычно не настаивают на точности.
В народе же бытует мнение, что раньше двенадцати часов и позже захода солнца выносить покойного из дому нельзя.

Похоронной процессии, по Церковному уставу, полагалось останавливаться только в церкви и возле кладбища.

Состав современного траурного шествия обычно таков: 

Похоронное шествие возглавляет несущий распятие или икону, обрамленную рушником, несут венки.
Затем следуют два человека с крышкой гроба.
За ними – духовенство.
Две - три пары мужчин несут гроб с покойником.
Далее идут близкие родственники.
Траурную процессию замыкали соседи, знакомые.
Затем все провожающие.

Родным нельзя идти впереди гроба, нести венки, пить вино.

Разрешаются причитания и уже после захоронения съесть кутью или блин.

На кладбище целуют последним целованием в венец на лбу и руки.

Забираются живые цветы из гроба и икона. Следите, чтобы икону не схоронили вместе с покойным.

Терновый венец Спасителя


Иногда надевают часы и золото. Украшения не возбраняются. В том, что у покойника часы на руке, вреда нет.
Если часы уже надели, то ни за что не снимайте. Если с мертвой руки снять часы, перевести стрелки назад, прочитать заклинание на какого-нибудь человека, то до смерти этого человека не так уж и долго ждать.

По прощании, лицо укрывается. Крышку забивают и гроб опускают. Обычно на полотенцах. Полотенца раздаются людям. Гроб опускают так, чтобы умерший лежал лицом на восток [ головой на запад ].

Схема движения солнца


В могилу бросают деньги, откуп для покойника, первыми бросают родственники.
Затем бросают землю.

Обряд погребения совершался до захода солнца, когда оно находится еще высоко, чтобы «заходящее солнце могло захватить с собой умершего».

После того, как могила засыпана, на надмогильном холме устанавливают венки. В центре – цветы. Иногда сразу ставят крест или временный обелиск, или тумбу, памятную доску с фамилией, именем, датой рождения и смерти.

Свежая могила


Традиционное угощение кладбищенских рабочих-копателей, краткая поминальная трапеза на погосте с выпивкой «за помин души», с кутьей, блинами, с разбрасыванием остатков пищи на могиле для птиц (Душ умерших) - повсеместно это существует и теперь.

Сейчас, помимо раздачи милостыни кладбищенским и церковным нищим, существует и особая форма милостыни-поминовения – раздача на похоронах некоторым близким платков. Платки эти полагается бережно хранить.

7.2.4. Поминки.

Похороны всегда завершались поминками, поминальным обедом.

Совместная трапеза закрепляла похоронный обряд, была и остается его не самой печальной, а, напротив, иногда даже жизнеутверждающей частью.

Похоронному обряду в большей степени, чем другим семейным обрядам, присуща функция семейного и общественного психологического объединения.
Родственники умершего заказывали в церкви заупокойную службу (обедню) с поминанием усопшего в продолжении шести недель после смертисорокоуст.

Необходимы не только отпевание, но и помины, которые делаются по возвращении с кладбища и которые повторяются на третий, девятый и сороковой день и в год.
На поминках использовались архаические виды пищи – кутья, каша, блины, которые отличались древним происхождением и простотой приготовления.


Кутья

7.3. Современные похороны

Комнату, в которой лежит умерший, стараются затемнить, чтобы туда попадало как можно меньше света. Затягивают черным крепом зеркала.

В доме разговаривают шепотом, соблюдая тишину. В это время не включают телевизор, радио, магнитофон, не играют на музыкальных инструментах.

Маленьких детей стараются не пускать к покойнику: они еще не понимают, что происходит, и только нарушают порядок.

Родственники умершего оповещают о случавшемся близких и знакомых при личной встрече, по телефону или телеграммой. При возможности рассылают печатные извещения, в которых указывают время и место панихиды и похорон.

До выноса тела у гроба постоянно находится кто-нибудь из близких родственников.

Руки покойного должны быть сложены на груди, глаза закрыты, чело умершего иногда украшают венчиком, сделанным из белой бумаги.

В погребальной процессии первыми идут близкие родственники умершего. Они двигаются молча, проходя мимо знакомых, кланяются им.

В холодное время года участники похоронной процессии могут быть в головных уборах, но их обязательно снимают, когда гроб опускают в могилу.

Повстречав похоронную процессию, мужчины обнажают голову.

В некоторых случаях устраивают гражданскую панихиду в организации, где работал покойный, или в каком-нибудь общественном месте. Во время гражданской панихиды произносят несколько надгробных речей. Они не должны быть слишком длинными и
патетичными.
Говорят о личности покойного, о его работе, душевных качествах, в заключение обращаются к родственникам и произносят слова сочувствия и утешения.

Родственники и друзья покойного провожают его на кладбище. Люди же менее ему близкие могут покинуть ритуал после окончания гражданской панихиды.

Когда гроб опущен в могилу, на него бросают по горсточке земли. Присутствующие стоят еще недолго у могилы, пока её не засыплют. Потом они проходят по одному мимо ближайших родственников умершего и выражают свое сочувствие рукопожатием или несколькими прочувствованными словами.

До девятого дня на кладбище более не ходят.

На 7-9 день над могилой может появляться светящийся силуэт - это эфирная энергетика умершего.

Светящийся силуэт над могилой


На 9 день поминальная трапеза. В этот день происходит полное отделение Души от тела. Обрывается серебреная нить.

На этом рассказ про христианские похороны из Славянской Книги Смерти заканчиваю.
В следующей части - 8.ЗАЩИТА ОТ ПОТУСТОРОННЕГО МИРА.

Благодарю за внимание.
Виктор Мирошкин.