Аккаунт "Мы из Советского Союза" сообщает:
Тимофей Хрюкин,
или гибель японского авианосца «Ямато-мару»
Эта история настолько невероятна, что многие считают её неправдой. Ни до этого эпизода, ни после него, не было случая, чтобы одиночный самолёт потопил авианосец. Между тем, этот случай имел место, и пилот, совершивший этот подвиг, был удостоен звания Героя Советского Союза.
Звали этого лётчика Тимофей Тимофеевич Хрюкин.
Свою жизнь он закончил в звании генерал-полковника авиации и в должности заместителя командующего ВВС СССР, а тогда был он руководителем одной из групп советских лётчиков, оказывавших помощь Китаю в борьбе с японскими завоевателями. К тому времени за его плечами была Испания, а на груди орден Красного Знамени.
Эта история настолько невероятна, что многие считают её неправдой. Ни до этого эпизода, ни после него, не было случая, чтобы одиночный самолёт потопил авианосец. Между тем, этот случай имел место, и пилот, совершивший этот подвиг, был удостоен звания Героя Советского Союза.
Звали этого лётчика Тимофей Тимофеевич Хрюкин.
Свою жизнь он закончил в звании генерал-полковника авиации и в должности заместителя командующего ВВС СССР, а тогда был он руководителем одной из групп советских лётчиков, оказывавших помощь Китаю в борьбе с японскими завоевателями. К тому времени за его плечами была Испания, а на груди орден Красного Знамени.
Тимофей Хрюкин |
Родился 8 (21) июня 1910 года в городе Ейск Кубанской области, ныне Краснодарского края.
Из семьи рабочего-каменщика. Русский.
Трудовой путь Т.Т. Хрюкин начал рано. С 8 лет работал батраком у богатых казаков. Позже убежал из дома и 2 года беспризорничал.
Затем работал грузчиком, чернорабочим, молотобойцем в железнодорожном депо. В 15 лет начал учиться в вечерней школе.
В 1926 году вступил в комсомол. Спустя некоторое время направлен на комсомольскую работу. Избран секретарём Каневского райкома комсомола.
Работал и одновременно учился на рабфаке. После окончания рабфака в 1932 году поступил в сельскохозяйственный институт.
Член ВКП(б) с 1929 года.
В 1932 году по партийному набору призван в Красную Армию. Окончил Луганскую авиационную школу в 1933 году. Служил в частях бомбардировочной авиации: младший лётчик 5-й легкобомбардировочной эскадрильи (Витебск), старший лётчик 10-й скоростной бомбардировочной эскадрильи.
В августе 1936 — марте 1937 годов добровольцем сражался на национально-освободительной войне в Испании на стороне республиканского правительства. По возвращении на Родину награждён орденом Красного Знамени.
С апреля 1937 года командовал звеном, а с августа того же года — отрядом в 14-й скоростной бомбардировочной эскадрилье.
К весне 1938 года в небе Китая стало безопаснее, поскольку наши бомбардировщики за зиму разбомбили почти все японские аэродромы. 25 января 1938 г. группа из 25 бомбардировщиков СБ нанесла удар по аэродрому в Нанкине.
К весне 1938 года в небе Китая стало безопаснее, поскольку наши бомбардировщики за зиму разбомбили почти все японские аэродромы. 25 января 1938 г. группа из 25 бомбардировщиков СБ нанесла удар по аэродрому в Нанкине.
О самолёте СБ:
Бомбардьеро Катюшка
СБ (средний бомбардировщик), позже назывался скоростной бомбардировщик) выпускался в 1936-1941 годах на двух заводах в СССР и на трёх в Чехословакии.
Всего изготовлен 6831 самолёт различных модификаций. В процессе производства он постоянно модернизировался. Кроме ВВС РККА самолёты поставлялись на вооружение республиканской Испании, Китая и Чехословакии (61 самолёт). В Испании СБ получил обозначение Катюшка – по имени героини популярной тогда оперетты (официально BK, т.е. Бомбардьеро Катюшка).
Первый случай боевого применения СБ состоялся днём 28 октября 1936 года, когда четвёрка СБ нанесла удар по франкистскому аэродрому в Табладе (близ Севильи). Долгое время (до появления Ме-109) они были практически неуязвимы для немецких и итальянских истребителей. СБ применялся также против японцев в Китае, на озере Хасан и на Халхин-Голе. Участвовал он и в финской войне.
К началу Великой Отечественной войны СБ считался уже устаревшим, но составлял основу советской фронтовой бомбардировочной авиации.
---
В июне 1941 г. на западной границе Советского Союза в составе ВВС Красной Армии насчитывалось более 1500 самолетов СБ, собранных в 27 бомбардировочных и 4 разведывательных полка.
---
В июне 1941 г. на западной границе Советского Союза в составе ВВС Красной Армии насчитывалось более 1500 самолетов СБ, собранных в 27 бомбардировочных и 4 разведывательных полка.
За первые два дня боевых действий только авиация сухопутных войск потеряла около 400 СБ.
За шесть последующих дней было потеряно еще около 200 машин.
22 июня 1941 г. бомбардировщики 63-й авиабригады получили приказ нанести удар по военно-морским базам Румынии, вступившей в войну на стороне Германии. Около 7 часов утра 23 июня был совершен первый массированный налет на румынский порт Констанцу, в котором участвовали 33 ДБ-3 и 27 СБ 63-й авиабригады. В целом операция была хорошо подготовлена и оказалась внезапной для противника.
Самолеты заходили на цель с высоты 5000 — 7000 м, бомбометание выполнялось на планировании с высоты 3500 — 5000 м с выходом под кромку облачности. С задания не вернулся всего один СБ.
СБ активно применялся на фронте до 1943 года. До настоящего времени сохранился единственный экземпляр СБ, который экспонируется в музее ВВС в Монино.
Федор Полынин
23.02.38 г. возглавлял налет двадцати восьми СБ на японскую авиабазу на острове Тайвань. В результате проведения этой, одной из самых блестящих воздушных операций национально-освободительной войны в Китае, без потерь с нашей стороны было уничтожено около сорока японских самолетов (не считая тех, что находились в контейнерах), ангары и трехгодичный запас горючего.
Вспоминает генерал-полковник авиации Полынин:
Вспоминает генерал-полковник авиации Полынин:
«Ко второй половине февраля 1938 года самолетный парк Японии оказался настолько истощен, что правительству пришлось срочно заключать контракты с фирмами Германии и Италии на приобретение новых самолетов. Иностранные суда с боевой техникой не могли разгружаться в шанхайском порту. Японцы не без оснований опасались налета советских бомбардировщиков. Поэтому разгрузка производилась на японских островах, в частности на главной базе ВВС Японии - острове Формоза (Тайвань).
По агентурным данным, китайскому командованию стало известно, что на Формозу прибыл очередной караван с авиационной техникой. Самолеты в разобранном виде, упакованные в контейнеры, доставлены на аэродром. Там же, на стоянках, находится немало машин, уже собранных и подготовленных к перелету в Шанхай. Завезены большие запасы горючего. Мы стали готовить воздушный налет по этому объекту…
Чтобы ввести японцев в заблуждение, решили вначале пройти севернее острова, потом резко развернуться вправо, снизиться с приглушенными моторами до 4 тысяч метров и с ходу нанести удар. А над проливом снизиться еще до двух тысяч метров, чтобы позволить членам экипажей, как говорится, «глотнуть воздуха». Над материком же опять подняться до четырех тысяч метров и идти к аэродрому дозаправки…
Когда экипажи построились, Рычагов обратился к ним с краткой напутственной речью. В заключение он напомнил, что сегодня 23 февраля, и призвал достойно отметить праздник нашей доблестной Красной Армии.
По агентурным данным, китайскому командованию стало известно, что на Формозу прибыл очередной караван с авиационной техникой. Самолеты в разобранном виде, упакованные в контейнеры, доставлены на аэродром. Там же, на стоянках, находится немало машин, уже собранных и подготовленных к перелету в Шанхай. Завезены большие запасы горючего. Мы стали готовить воздушный налет по этому объекту…
Чтобы ввести японцев в заблуждение, решили вначале пройти севернее острова, потом резко развернуться вправо, снизиться с приглушенными моторами до 4 тысяч метров и с ходу нанести удар. А над проливом снизиться еще до двух тысяч метров, чтобы позволить членам экипажей, как говорится, «глотнуть воздуха». Над материком же опять подняться до четырех тысяч метров и идти к аэродрому дозаправки…
Когда экипажи построились, Рычагов обратился к ним с краткой напутственной речью. В заключение он напомнил, что сегодня 23 февраля, и призвал достойно отметить праздник нашей доблестной Красной Армии.
По сигналу ракеты 28 тяжело груженных бомбардировщиков один за другим поднялись в воздух. Набираем высоту 5500 метров. Сердце бьется учащенно, кружится голова, клонит ко сну - первые признаки кислородного голодания. И в борьбе с ним можно было рассчитывать только на собственную физическую выносливость...
Наконец впереди показалась голубая полоска Формозского пролива, а за ней и сам остров. С высоты он казался огромным, с желтыми крапинками, изумрудом, вправленным в безбрежную гладь океана… Впереди, по курсу, открывался город, а рядом с ним - аэродром. Хорошо различались и выстроенные в два ряда самолеты, серые, еще не распакованные контейнеры, и белые цистерны рядом с ангарами… Никакой маскировки противник не соблюдал. Видимо, он чувствовал себя в полной безопасности…
Наконец впереди показалась голубая полоска Формозского пролива, а за ней и сам остров. С высоты он казался огромным, с желтыми крапинками, изумрудом, вправленным в безбрежную гладь океана… Впереди, по курсу, открывался город, а рядом с ним - аэродром. Хорошо различались и выстроенные в два ряда самолеты, серые, еще не распакованные контейнеры, и белые цистерны рядом с ангарами… Никакой маскировки противник не соблюдал. Видимо, он чувствовал себя в полной безопасности…
Цель все ближе. На белых крыльях самолетов уже видны красные круги. Мой штурман приготовился к сбросу смертоносного груза. И вот машину легко тряхнуло: бомбы пошли вниз…. Вражеский аэродром окутывается дымом и пламенем… Мы сбросили на Формозу 280 бомб... Наш удар был настолько внезапным, что ни один из вражеских истребителей не успел взлететь…В этот день мы пробыли в воздухе более семи часов»
Однако в июне, когда подразделение Полынина сменила новая бомбардировочная авиагруппа, возглавляемая Хрюкиным, наши бомбардировщики стали подвергаться атакам японских истребителей И-96. Так у нас в те годы обозначали японский палубный истребитель 九六式艦上戦闘機, более известный теперь как A5M. Самолёты эти были морские, палубные.
Возникло предположение, что где-то поблизости базируется японский авианосец.
Однако в июне, когда подразделение Полынина сменила новая бомбардировочная авиагруппа, возглавляемая Хрюкиным, наши бомбардировщики стали подвергаться атакам японских истребителей И-96. Так у нас в те годы обозначали японский палубный истребитель 九六式艦上戦闘機, более известный теперь как A5M. Самолёты эти были морские, палубные.
Возникло предположение, что где-то поблизости базируется японский авианосец.
Вскоре это предположение подтвердилось: один такой самолёт, будучи обстрелянным нашим воздушным стрелком, совершил вынужденную посадку на контролируемой китайцами территории, и лётчик был взят в плен. В ходе его допроса выяснилось, что И-96 базируются на авианосце «Ямато-мару» (大和丸).
И-96 (A5M)
«Ямато-мару» представлял собой переоборудованный во вспомогательный авианосец грузовой пароход водоизмещением 9656 тонн, построенный в Италии в 1915 году под названием «Джузеппе Верди». В 1920 году он был куплен Японией. Пароходу срезали трубы, вынеся дымоход к правому борту, и надстроили над его корпусом деревянную палубу, служившую взлётно-посадочной полосой.
Корпус авианосца был усилен, а для повышения остойчивости на нем установили булевые наделки (бортовые наделки). В качестве зенитного вооружения на «Ямато-мару» были установлены шесть спаренных 13,2-мм пулемётов Гочкисса.
31 мая 1923 года вспомогательный авианосец «Ямато-мару» вступил в состав... японских сухопутных сил. Его самолёты должны были поддерживать войска императорской армии на театрах военных действий, слабо оборудованных аэродромами.
31 мая 1923 года вспомогательный авианосец «Ямато-мару» вступил в состав... японских сухопутных сил. Его самолёты должны были поддерживать войска императорской армии на театрах военных действий, слабо оборудованных аэродромами.
Именно из-за принадлежности корабля армии а не флоту, его не находят в списках японских боевых кораблей, и на этом основании всю историю считают вымыслом.
За период с 14 июня по 28 июля 1938 года на Янцзы было потоплено 49 японских кораблей, но авианосец обнаружить не удавалось: авиаматка появлялась то здесь, то там, искусно маскировалась, прижималась к берегу, пряталась в бухтах, и нашим лётчикам не удавалось её разглядеть.
Иногда разведчикам удавалось засечь авианосец, но группа бомбардировщиков, вылетавшая по следу воздушной разведки, ничего не находила, только скалы да море, затянутое дымкой, лабиринт островов и бухт на протяжении сотен километров...
Иногда разведчикам удавалось засечь авианосец, но группа бомбардировщиков, вылетавшая по следу воздушной разведки, ничего не находила, только скалы да море, затянутое дымкой, лабиринт островов и бухт на протяжении сотен километров...
Тем не менее, Тимофей Хрюкин не оставлял мысли найти японский авианосец. Прошло еще два месяца, но «Ямато-мару» оставался заколдованным кораблем-невидимкой.
И вот однажды Тимофей Хрюкин вместе со своим штурманом Иваном Селивановым барражировали на большой высоте над руслом Янцзы. В тот период наша авиация имела над Янцзы полное господство в воздухе, и на реке не было видно ни одного корабля, а мелкие суденышки, заметив летящий бомбардировщик, торопливо прижимались к берегу.
И вот однажды Тимофей Хрюкин вместе со своим штурманом Иваном Селивановым барражировали на большой высоте над руслом Янцзы. В тот период наша авиация имела над Янцзы полное господство в воздухе, и на реке не было видно ни одного корабля, а мелкие суденышки, заметив летящий бомбардировщик, торопливо прижимались к берегу.
Хрюкин и Селиванов
И вдруг Хрюкин и Селиванов одновременно увидели в глухой бухте, затянутой маскировочными сетями, авианосец «Ямато-мару». Ветер дул с берега, и пелена тумана, закрывавшая судно, медленно отступала в море. Не теряя ни секунды, СБ пошёл в атаку.
СБ с китайскими опознавательными знаками
Тимофей Тимофеевич Хрюкин в конце Великой Отечественной войны.
«Высокого роста, с отменной строевой выправкой, Хрюкин впечатлял с первого взгляда. Тонкие сжатые губы, короткая стрижка, брови вразлет, прямой продолговатый нос, открытый лоб. Пронзительные серо-голубые глаза, которые прямо-таки насквозь сверлили собеседника... От него так и веяло непреклонной волей, несгибаемой решимостью...»
---
Иван дал поправку. Тимофей довернул машину и ощутил, как бомбы полетели вниз. На втором заходе Хрюкин увидел, что на «Ямато-мару» возле самой трубы, взметнулся столб черного дыма, изрезанный яркими языками пламени.
Вторая бомба легла у борта, разорвалась в воде, ниже ватерлинии, и одновременно, как по команде, заградительный огонь прекратился. Одинокая последняя струя трассирующих пуль медленно поднялась в воздух, и все оборвалось. Авианосец начал крениться на левый борт.
Самолет сбросил последние бомбы и лег на курс.
Самолет сбросил последние бомбы и лег на курс.
Гибнущий авианосец лежал на боку и походил на громадную черепаху, выползающую из воды. Летчики не видели его последних мгновений...
В разведку с аэродрома послали два истребителя. Летчики вернулись и доложили - авиаматка перевернулась вверх днищем и затонула. За эту операцию он был награжден китайским орденом.
За потопление японского авианесущего корабля Тимофей Тимофеевич Хрюкин получил звание Героя Советского Союза.
В разведку с аэродрома послали два истребителя. Летчики вернулись и доложили - авиаматка перевернулась вверх днищем и затонула. За эту операцию он был награжден китайским орденом.
За потопление японского авианесущего корабля Тимофей Тимофеевич Хрюкин получил звание Героя Советского Союза.
Вместе с Хрюкиным звания Героя был удостоен флаг-штурман группы бомбардировщиков капитан И. Селиванов, который летал с Тимофеем Тимофеевичем в одном экипаже (спустя 3 года под Сталинградом Селиванов станет главным штурманом 8-й воздушной армии, а в отставку выйдет в звании генерал-майора авиации).
К началу Великой Отечественной войны в летной книжке Тимофея Хрюкина значились более 100 боевых вылетов. Похвастаться такими записями могли не многие авиационные генералы.
Участвовал в боях в качестве командующего ВВС на Карельском фронте, в битве за Сталинград, в освобождении Крыма. В биографии в этот период есть примечательный факт. Когда отгремели бои в Крыму и на какое-то время наступило затишье, Хрюкин вместе с политработником генералом А.Г. Рытовым, с которым был знаком еще по боевым действиям в Китае, съездил в знаменитый лагерь «Артек», от которого остались развалины.
Здесь Хрюкин принял еще одно оригинальное решение: он предложил восстановить, хотя бы частично, пионерлагерь.
В 8-й воздушной нашлось немало солдат-умельцев, которые в сжатые сроки восстановили первый корпус «Артека». Хрюкин даже успел встретить группу детей-ленинградцев, вселившихся в этот корпус.
Через 2 года после Победы Хрюкин отдыхал в Гурзуфе и вновь посетил «Артек», где получил звание «почетного артековца».
В суровой фронтовой обстановке Хрюкин создавал новые тактические приемы боевых действий, совершенствовал управление своими частями.
По приказу командарма впервые под Сталинградом была развернута целая система пунктов управления авиацией в бою.
В наземные войска Хрюкин направлял своих представителей с радиостанциями. Они располагались рядом с командирами пехотных подразделений в их же блиндажах и корректировали действия самолетов.
Это ему принадлежат слова:
"... Мы сами переоцениваем немецко-фашистскую мощь, немецкого летчика, немецкий самолет. Отдельные летчики-трусы, предатели, дрожащие за свою шкуру, сознательно или несознательно работают на пользу врага. Они своей трепотней создают вокруг немцев несуществующий ореол их непобедимости, преимущества, а попадая в воздух, лязгая от страха зубами, при первой же отдаленной встрече с врагом бегут с поля боя... Я наблюдал воздушные бои и видел, как из-за трусов и паникеров погибали лучшие люди...
Не должно быть в наших рядах таких людей..."
"... Мы сами переоцениваем немецко-фашистскую мощь, немецкого летчика, немецкий самолет. Отдельные летчики-трусы, предатели, дрожащие за свою шкуру, сознательно или несознательно работают на пользу врага. Они своей трепотней создают вокруг немцев несуществующий ореол их непобедимости, преимущества, а попадая в воздух, лязгая от страха зубами, при первой же отдаленной встрече с врагом бегут с поля боя... Я наблюдал воздушные бои и видел, как из-за трусов и паникеров погибали лучшие люди...
Не должно быть в наших рядах таких людей..."
"...Категорически запрещаю истребителям вести оборонительные бои. Драться только наступательно. Искать врага, нападать на него первым, внезапно, и уничтожать. Запрещаю в воздушном бою терять высоту и делать перевороты. Помнить правило: тот, кто выше в бою, тот побеждает. Расстреливать врага в упор, с дистанции 50-100 метров."
При прикрытии своих войск действовать мелкими группами, парами, четверками, охватывать весь район, эшелонироваться по высоте. Всегда при таком порядке две трети наших истребителей будут иметь возможность истреблять бомбардировщиков противника...
Категорически запрещаю драться одиночно, драться всегда только парой, второму прикрывать хвост товарища, а первому - сбивать...»
При прикрытии своих войск действовать мелкими группами, парами, четверками, охватывать весь район, эшелонироваться по высоте. Всегда при таком порядке две трети наших истребителей будут иметь возможность истреблять бомбардировщиков противника...
Категорически запрещаю драться одиночно, драться всегда только парой, второму прикрывать хвост товарища, а первому - сбивать...»
Войну генерал Хрюкин закончил в должности командующего 1-й воздушной армией.
На Параде Победы 24 июня 1945 года мундир Т.Т. Хрюкина украшали две Золотые Звезды, орден Ленина, три ордена Красного Знамени, ордена Суворова I и II степени, два ордена Кутузова I степени, орден Богдана Хмельницкого I степени, орден Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды, французский орден Почетного легиона, советские и иностранные медали. Тремя днями раньше ему исполнилось 35 лет.
В послевоенные годы Т. Т. Хрюкин окончил Военную академию Генерального штаба ВС СССР им. К.Е. Ворошилова, занимал ответственные должности в Военно-Воздушных Силах; являлся заместителем Главнокомандующего ВВС страны по военно-учебным заведениям (1946-1947,1950-1953).
---
Трагический случай круто изменил жизнь прославленного военачальника. Во время учений он ехал в штаб руководства на автомашине. Неожиданно на дороге показалась группа женщин. Водитель вел автомобиль на большой скорости и растерялся. Казалось, беды не избежать, столкновение неминуемо.
Трагический случай круто изменил жизнь прославленного военачальника. Во время учений он ехал в штаб руководства на автомашине. Неожиданно на дороге показалась группа женщин. Водитель вел автомобиль на большой скорости и растерялся. Казалось, беды не избежать, столкновение неминуемо.
Тимофей Тимофеевич рванул руль, свернул машину в кювет. Он получил тяжелые травмы.
Врачи сделали ему сложнейшую операцию и спасли жизнь генералу. Но даже его могучий организм не смог побороть последствия увечья. 19 июля 1953 года Тимофей Тимофеевич умер, так и оставшись навсегда в памяти народной самым молодым авиационным генералом…
Похоронили его с воинскими почестями в Москве на Новодевичьем кладбище.
Похоронили его с воинскими почестями в Москве на Новодевичьем кладбище.
Благодарные потомки свято чтят память о Тимофее Тимофеевиче Хрюкине. Его именем названы улицы в Волгограде, Севастополе, Белой Церкви, станице Каневской Краснодарского края, траулер, приписанный к Калининградскому морскому порту. Его бюст установлен в городе Ейске.В Москве на доме, где жил Хрюкин установлена мемориальная доска, а на Новодевичьем кладбище на его могиле установлен бюст, высеченный в мраморе скульптором Вучетичем Е.В.
Награжден орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Суворова 1-ой и 2-ой степени, Кутузова 1-ой степени (дважды), Богдана Хмельницкого 1-ой степени, Отечественной Войны - 2-ой степени, Красной Звезды, многими медалями и иностранными орденами.
А это все что осталось от авианосца сегодня.
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=325
http://www.peoples.ru/military/commander/hrukin/
https://voennoe-delo.com/hriukin-potopil-avianosec.html
http://new.shakht.ru/city/history/people/article_257.html
https://cont.ws/@ahlin8/858455?utm_campaign=transit&utm_...
http://www.russiapost.su/archives/10256
http://facecollection.ru/people/fedor-polynin
http://www.peoples.ru/military/commander/hrukin/
https://voennoe-delo.com/hriukin-potopil-avianosec.html
http://new.shakht.ru/city/history/people/article_257.html
https://cont.ws/@ahlin8/858455?utm_campaign=transit&utm_...
http://www.russiapost.su/archives/10256
http://facecollection.ru/people/fedor-polynin
---
---
- «Они меня купили своей человечностью»
- Чудо в бабушкином сундуке. И.Кожедуб. М.Октябрьская...
- Как японцы добровольно строили советский социализм...
- Как человек теряет себя и смысл жизни. Сирия.
- Дневники немецких солдат и офицеров:1941-1942 годы...
- Чем советские люди пугали гитлеровцев
- Шлем победителя
- Сила Духа Героя Советского Союза
- Главная идея тов. Сталина...
- Вассерман о Сталине и антисталинистах
- "Самая успешная авиа-атака" британских ВВС
Комментариев нет:
Отправить комментарий