понедельник, 7 сентября 2020 г.

Островский и Корчагин. Суть коммуниста.

"У наших бойцов «Как закалялась сталь» стала «своего рода евангелием..."

"Авторы ряда публикаций, компрометируя Островского, внушают ложь о том, что он не сам писал роман." 



Когда грянет гром...

Н. Островский и его роман «Как закалялась сталь» сыграли выдающуюся роль в воспитании поколения, которое выросло, закалилось в 20–30-е годы ХХ века и внесло важнейший вклад в нашу победу над фашизмом. Для моего поколения Островский и Павел Корчагин стали притягательным нравственным образцом.

Островский сам говорил:

«Когда грянет гром и настанет кровопролитная ночь, я глубоко уверен, что на защиту родной страны встанут миллионы бойцов – таких, как Павел Корчагин».

В апреле 1936 года он предупреждал:

«Было бы предательством забывать о том, что нас окружают злейшие кровавые враги. Фашизм бешено готовится к войне против Советского Союза».

«Люди, воспитанные на книге Островского, вступили в Великую Отечественную войну подготовленными, рвущимися к подвигу, – свидетельствует писатель-фронтовик Э. Казакевич. – Образ Николая Островского и его героя стал одним из важных элементов воинского воспитания».

Роман «Как закалялась сталь» издавали в блокадном Ленинграде, экранизировали в 1942 году.

Книги Островского вызвали раздумья у Зои Космодемьянской, принимавшей решение стать партизанкой.

Е.Н. Кошевая вспоминала:

«Впервые книгу «Как закалялась сталь» Олег прочел на украинском языке, будучи учеником 6-го класса. ...Узнав из романа «Как закалялась сталь» любимые книги Корчагина, Олег прочел их все, в том числе и книгу «Овод». ...Вторично Олег прочел обе книги Н. Островского на русском языке, будучи учеником 9-го класса, весной 1942 года».

В феврале 1944 года на пленуме Союза советских писателей Н. Тихонов в своем докладе отметил, что у наших бойцов «Как закалялась сталь» стала «своего рода евангелием… Ее читают и перечитывают во всех ротах и батальонах».

24 марта 1944 г. лейтенант Деревенский прислал письмо из воинской части, которая уже неделю вела «бои на подступах к родной для Павла Корчагина исторической Шепетовке»:

«Посылаем вам номера нашей маленькой красноармейской газеты, выпущенной в трудных условиях передней линии фронта. Отрывки из произведений Николая Островского вдохновляют наших бойцов в боях за Шепетовку. Нам пришлось откопать томик произведений Н. Островского буквально из-под земли, где он более двух лет был спрятан от гитлеровцев местными учителями, сделать перевод с украинского языка на русский».

Б. Полевой во время обороны Сталинграда ночью проник в расположение одного из передовых батальонов, занимавших оборону в подвале дома в районе завода «Баррикады». Бойцов батальона он застал у костра. «Все слушали, сидя в напряженных позах, стараясь не пропустить ни одного слова. А слова тонули в частом грохоте дальних и близких разрывов, в треске автоматных очередей. ...Читали роман «Как закалялась сталь». Когда разговорились, бойцы пожаловались, что книга эта одна на весь полк. Для удобства чтения ее разорвали на несколько частей и в редкие часы боевого отдыха передавали друг другу листы по мере прочтения».


Каждый день оправдан трудом

Николай Алексеевич Островский родился 29 сентября 1904 года в селе Вилия Волынской губернии (сейчас Ровенская область Украины).

Дед его, Иван Васильевич Островский, в звании унтер-офицера сражался на Малаховом кургане при обороне Севастополя во время Крымской войны (1853–1855).

Отец Алексей Иванович в чине унтер-офицера участвовал в Балканской войне 1877–1878 годов, за боевые подвиги был награжден двумя Георгиевскими крестами.

Н. Островский любил отца и гордился им. По словам Екатерины Алексеевны, сестры писателя, отец рассказывал им о мужестве и героических подвигах русских солдат в Болгарии «при обороне Шипки и Плевны, участником которых был он сам. Эти рассказы оказывали, без сомнения, большое влияние на впечатлительного мальчика».

Тем, что с малых лет Островский гордился своими дедом и отцом, потомственными военными, можно объяснить его тягу к военной службе. Он еще мальчиком дважды убегал на фронт. «Ведь я по призванию человек военный», – признавался он писательнице В. Дмитриевой. И добавлял, что, не случись с ним эта «проклятая болезнь», он бы стал не писателем, а военным.

Островский обрадовался, когда в 1936 году его зачислили в Политуправление Красной армии со званием бригадного комиссара. Он, надев комиссарский мундир, говорил:

«Теперь я вернулся в строй и по этой, очень важной для гражданина Республики линии».

В 1919 году Н. Островский вступил в комсомол, добровольцем ушел на фронт, в 1920 году подо Львовом его тяжело ранили.

После демобилизации из армии он стал помощником электромонтера в Киевских мастерских железной дороги.

Осенью 1921 года он работал на строительстве узкоколейной ветки для подвоза дров в Киев. Здесь, спасая лесосплав, Николай бросился в холодную воду, сильно простудился, схватил ревматизм и заболел тифом.

В 1922 году восемнадцатилетнего Островского отправили на пенсию.

В 1923–1924 годы он был военным комиссаром Всеобуча.

Позже стал секретарем райкома комсомола в Берездове и Изяславле, секретарем окружкома комсомола в Шепетовке. Эта работа требовала хорошего понимания насущных запросов людей, умения словом и делом воздействовать на их настроение. С полнейшей самоотдачей и юношеским максимализмом он посвятил всего себя работе с молодежью.

Островский стал примерным вожаком и организатором первых комсомольских ячеек в селах пограничных районов Украины – Берездове, Изяславле. Несмотря на свою тяжкую болезнь, он участвовал в борьбе ЧОНовских отрядов с вооруженными бандами.

Островский говорил:

«Никогда я не был ленивым».

Лень в его представлении – страшная болезнь, от которой лечить надо. Он был убежден, что работать можно в самых тяжелых и отвратительных условиях:

«Не только можно, но и нужно, если нет иной обстановки»;
«Самый счастливый человек – это тот, кто, засыпая, может сказать, что день прожит не напрасно, что он оправдан трудом».

Островский утверждал:

«Труд – прекрасная вещь. В труде забываются все огорчения, грусть о неисполнившихся надеждах и многое другое, чему нельзя давать воли человеку нашего времени».

Он говорил:

«Труд – это благороднейший исцелитель от всех недугов. Нет ничего радостнее труда».


«Стоял на голову выше всех»

Еще до школы Николай научился читать и писать. У него была великолепная память, церковно-приходскую школу он закончил с похвальным листом в начале 1913 года, когда ему еще не было девяти лет.

В Шепетовке в 1917 году он поступил во второй класс начального училища, переименованного в двухклассное народное училище, и закончил его в 1918 году.

По его инициативе создали литературный кружок, выпускали рукописный журнал «Цветы юности».

Осенью 1918 года Николай поступил в Высшее начальное училище, преобразованное в Единую трудовую школу, закончил ее в 1921 году. Он очень любил музыку, любил петь песни, особенно украинские.

Директор Высшего начального училища В.К. Рожановский писал:

«Коля был отличником по всем предметам. Очень способный, серьезный, любимец всего коллектива школы, как учителей, так и учащихся. Среди учащихся пользовался большим авторитетом».

М. Нижняя, соученица Николая в Высшем начальном училище, вспоминала:

«Я знала Островского с 1918 года. ....Он казался старше своих лет, был развитым, любознательным, умел задавать учителям очень серьезные вопросы. ...Вообще стоял на голову выше всех».

Членом партии он стал в 1924 году, в 1927-м поступил на заочное отделение Коммунистического университета.

Оказавшись инвалидом, Островский много читал, познакомился с выдающимися художественными произведениями. Он упорно готовился к писательскому делу, хорошо понимая, что без высокой культуры, без должного освоения секретов литературного мастерства не создашь произведения, заслуживающего внимания читателей. Поистине героические усилия помогли ему добиться того, что в его труднейшем положении, казалось, было сделать нельзя.

М. Исаковский писал:

«Николай Островский стал знаменитым писателем вовсе не потому, что он был инвалидом, а потому, что он оказался очень талантливым человеком, – подчеркивал М. Исаковский. – Островский нашел в себе силы учиться, повышать свои знания, свой культурный уровень. Он стал образованным человеком и, в частности, хорошо понял, что такое литература и что он сам может дать ей. Если бы ничего этого не было, Островский не написал бы своих книг, хотя бы и очень хотел написать».


«Как закалялась сталь»

В 1927 году Островский потерял способность двигаться, в начале 1929 года ослеп.

Он стремился сделать жизнь и в этом, казалось бы, безнадежном, состоянии полезной для других.

Осенью 1927 года Островский начал писать автобиографическую «Повесть о «котовцах». Он называл ее «самым первым вариантом будущей книги «Как закалялась сталь».

Для облегчения трагической судьбы Островского много сделали в решении бытовых проблем и издательских дел коммунисты И. Феденев, А. Жигирева, П. Новиков, люди высокой нравственности, несгибаемые борцы за социальную справедливость. Хрисанф Чернокозов, член бюро крайкома партии и А. Жигирева станут для него дорогими людьми, в годы тяжелой болезни они будут его опорой.

Жигиреву в ранней молодости за революционную работу осудили на вечное поселение в Сибири, освободили ее после свержения самодержавия. Она познакомилась с Островским в 1928 году и стала верным другом до его смерти. Он подарил ей экземпляр книги «Как закалялась сталь» с надписью «Милой, родной, любимой моей Шурочке от «младшего братишки» и друга». Заметив блестящие способности Островского как рассказчика, Жигирева «советовала ему заняться литературным трудом».

В 1930 году слепой, неподвижный Островский стал работать над романом «Как закалялась сталь». Он диктовал текст книги многим «добровольным секретарям».

Жигирева в 1931 году получила от Островского главы романа, перепечатанные на машинке. Она вспоминала:

«Я читала рукопись и плакала. Коле я написала: «Я не литератор, но роман твой до души доходит». Я понесла рукопись в редакцию газеты «Гудок»... Пошла в отделение издательства «Молодая гвардия». И там тоже ухватились за рукопись, опять хвалили, но… не печатали – автор неизвестный парень».

Феденев поведал:

«Роман произвел на меня огромное впечатление. Прочитав рукопись, я отнес ее в издательство «Молодая гвардия». В нем рукопись получила разгромную рецензию: автор «не справился со своей задачей», «выведенные им типы нереальны, рукопись не может быть принята к печати». Феденев настоял на повторном рецензировании.

Заместитель главного редактора журнала «Молодая гвардия» М. Колосов писал:

«Не соглашаясь с отрицательной рецензией, полученной в издательстве «Молодая гвардия», Феденев сказал, что издательство решило передать рукопись на вторую рецензию мне и просит меня дать свое заключение. ...Я читал рукопись, не отрываясь. С первых страниц меня покорила та сила жизненной правды, которая в искусстве достигается не хаотичным нагромождением фактов, а умением вести рассказ и точно воспроизводить диалектику душевной жизни героя. ...В тот же вечер я позвонил Анне Караваевой – ответственному редактору журнала – и написал отзыв для издательства».

Первую часть романа «Как закалялась сталь» журнал «Молодая гвардия» напечатал в 1932 году, вторую завершил в 1934-м.

Авторы ряда публикаций, компрометируя Островского, внушают ложь о том, что он не сам писал роман.

Английские журналисты сначала не поверили в его реальную жизнь и заявили, что книгу «Как закалялась сталь» писала бригада опытных писателей в пропагандистских целях. Когда они познакомились с писателем, то признали свою ошибку:

«Бедный Островский обладал чем-то большим, чем просто умением. Он был в известном смысле гением».

Но российские либералы не делают таких признаний, видимо, потому, что в их оценках и суждениях не ошибка, а результат умысла. Профессор В. Мусатов в учебном пособии «История русской литературы первой половины ХХ века (советский период)» (2001) писал, что книга «Как закалялась сталь» «стала своего рода визитной карточкой Идеи, способной чудодейственно организовывать человеческую личность, и получила огромный читательский успех. Островский превратился в личность столь же легендарную, как и его герой». И тут же он объявил, что «сам процесс создания текста романа носил именно коллективный характер».

Профессор В. Мусатов

Когда литературовед Б. Дайреджиев призвал писателя Вс. Иванова взять на себя «инструментовку», «техническую шлифовку и озвучение» книги, после чего «она станет в уровень с лучшими образцами социалистического эпоса», то Островский 11 мая 1935 года написал:

«Мы, молодые писатели, только что вступившие в литературу, жадно учимся у мастеров мировой и советской литературы. Берем лучшее из их опыта. Они нас учат. А.С. Серафимович отдавал мне целые дни своего отдыха. Большой мастер передавал молодому ученику свой опыт. И я вспоминаю об этих встречах с Серафимовичем с большим удовлетворением. Анна Караваева, будучи больной, читала мою рукопись, делала свои указания и поправки. …Из их указаний я делал выводы и своей рукой выбросил все ненужное. Своей рукой! …Книга имеет много недостатков. Она далека от совершенства. Но если ее вновь напишет уважаемый Всеволод Иванов, то чье же это будет произведение – его или мое? Я готов учиться и у Всеволода Иванова. Но переделывать свою книгу должен сам, продумав и обобщив указания мастеров литературы».


Писатель ли Н. Островский?

За свои 32 года жизни Островский испытал немало тяжких болезней, безмерных страданий, и трудно представить, что после того, как он отдаст все силы, весь свой талант народу, найдутся литераторы, которые станут принижать его творчество. Они поносят идею социальной справедливости, традиции честного служения Родине, чему учили Островский и Корчагин.

Многоликий Е. Евтушенко, оболгавший Шолохова, «вечный придворный льстец любых наших властителей» (В. Бондаренко), заявил, что гениальный Булгаков «был заслонен при жизни несравнимым с ним по литературному таланту Н. Островским». Безнравственно принижать Островского, используя имя Булгакова, над которым издевались идейные предшественники Евтушенко. И только он [Евтушенко], умеющий извлекать для себя выгоды из любых обстоятельств, мог увидеть в романе «Как закалялась сталь» инструкцию по борьбе с «уклонистами» и прочими «врагами народа».

Л. Аннинский [неправильно] писал об Островском:

«Никакой он не писатель в современном понимании слова. Он – святой. …Его книга – это житие атеистического святого. …А как писатель-соцреалист он реализовался в «Рожденных бурей». Вот там он писатель. «Как закалялась сталь» – это что-то другое: выше, ниже, «сбоку», но другое». …Он писал сначала историю молодежной организации на Украине, ничего не придумывая. …Пытались из него сделать писателя и не могли понять: как это так, элементарная нескладуха… герои появляются в романе и тут же исчезают… Когда Островского втягивали в литературу, ему объяснили, что он – писатель. И он начал в этом качестве работать. Главное – это то, что Островский – проповедник, уникальный, потому что эта религиозная одержимость была при отсутствии Бога».


А не могут ли соединиться в одном лице трагическая святость жизни, страсть к проповедничеству и профессия писателя? Это органично и сочеталось в Островском. Если он начал работу над романом, не будучи писателем, то разве он не стал им, когда завершил его?

Инженер А.Н. Степанов тяжело заболел, и он, используя свои наблюдения во время обороны Порт-Артура в 1904 году, исследования историков, воспоминания участников боев, написал роман «Порт-Артур», удостоенный Сталинской премии 1-й степени. Французский писатель, лауреат Нобелевской премии Ромен Роллан назвал Н. Островского «первоклассным писателем».


О методе и жанре

Либеральный компрадор Климонтович изрекает:

«Нынешнее поколение далеко отступило от культа инвалидов, каковые почти непременно были героями правильного социалистического реализма».

Аннинский тоже вывел «Как закалялась сталь» за пределы социалистического реализма. Никаких оснований нет для таких заключений.

Литература критического реализма показывала, как буржуазный строй жизни уродовал человеческую личность, прививал ей собственнические, эгоистические чувства.

Литература социалистического реализма выдвигает на первый план активную, воздействующую роль человека, который участвует в преобразовании обстоятельств. Советские писатели концентрировали главное внимание на идейно-нравственном росте, духовном возвышении человека. Человек-борец, созидатель нового типа отношений между людьми, занял в литературе социалистического реализма основное место. Разве Павел Корчагин не относится к такому типу человека-борца?

Островский считал:

«Человек делается человеком, если он собран вокруг какой-либо настоящей идеи».

Несправедливая жестокость жизни формировала в Павке ценные качества борца, ненависть к белоручкам, к тем, кто живет в роскоши за счет трудящихся. Островский считал:

«Самое дорогое в жизни – быть бойцом, а не плестись сзади», жизни без борьбы для него нет: «На кой черт она мне сдалась, если только жить для того, чтобы существовать! Жизнь – это борьба».

Островский сначала называл «Как закалялась сталь» повестью. Колосов известил:

«Мы назвали эту вещь романом, он настаивал на повести. Впоследствии, однако, Островский согласился с нашим определением жанра».

Действительно, богатое жизненное содержание этого произведения вылилось в форму романа. В нем с незаурядной художественной силой раскрыты существенные социальные противоречия того времени и его неповторимое нравственное содержание. В центре произведения стоит романный герой, раскрывающий главные черты молодежи первых революционных лет. В романе показаны становление и закалка характера Корчагина, его непрерывное развитие, возмужание.

Одни исследователи «Как закалялась сталь» считают социально-психологическим романом, другие – с большим правом – исповедальным романом о воспитании, о политическом и моральном взрослении и возмужании молодого человека. «Как закалялась сталь» продолжает традиции романа-воспитания, в котором замысел определяется идеей изменения человека. Это не противоречит мысли: «Как закалялась сталь» – это классическая житийная литература» (В. Смирнов).

Островский, создавая роман, стремился превратить то, что он пережил, передумал, перечувствовал, в уроки жизни для читателей, особенно молодых. Художественное единство произведению придало изображение жизнеспособности Корчагина. Это роман-исповедь, хотя повествование ведется не от первого лица.


Николай Островский и Павел Корчагин

Островский говорил, что в своей книге он хотел показать молодежи нового человека, но не собирался афишировать свою жизнь. В 1930 году Островский рассказал Жигиревой о своем желании написать роман: «Я вынашиваю, Шурочка, всё в голове. Меня мучит сомнение, не получится ли это моя биография. Этого я не хотел бы».

Островский ярко поведал о рождении новых отношений между людьми в годы жестокой битвы за советскую власть. Указав, что им «руководило лишь одно желание дать образ молодого бойца, на которого бы равнялась наша молодежь», он подчеркнул:

«Павка Корчагин был жизнерадостный, страстно любящий жизнь юноша. И вот, любя эту жизнь, он всегда готов был пожертвовать ею для своей родины». Это было свойственно и самому писателю.

С. Трегуб утверждал, что «Как закалялась сталь» – автобиографический роман и нельзя отделить и отдалить Корчагина и Островского. Он опирался на высказывания Островского:

«Я писал исключительно о фактах – это меня связывало. Я работал исключительно с желанием дать нашей молодежи воспоминания…» В 1936 году он подтвердил мысль: книга – «не создание фантазии и писалась не как художественное произведение».

Автобиографичность сыграла большую роль в создании романа, но Островский строго не следовал канонам автобиографического произведения. Он намеренно не включил в него некоторые яркие случаи из своей жизни. Писатель стремился к тому, чтобы читатели поверили в героя, он хотел приблизить его к обычным советским людям.

Н. Венгров считал, что «тот, кто увидит в Корчагине Островского, неминуемо лишит книгу художественной ценности и убедительности, а изображение борьбы Корчагина и его победы – обобщающего значения».

16 мая 1935 года Островский заявил:

«В печати нередко появляются статьи, рассматривающие мой роман «Как закалялась сталь» как автобиографический документ, то есть как историю жизни Николая Островского. Это, конечно, не совсем верно. Роман мой – прежде всего художественное произведение, и в нем я использовал свое право на вымысел. В основу романа положено немало фактического материала. Но назвать эту вещь документом нельзя. Это роман, а не биография, скажем, комсомольца Островского. Должен сказать об этом, иначе меня могут упрекнуть в отсутствии большевистской скромности».

У обеих сторон, как часто бывает в остром споре, есть свои преувеличения, заострения. «Как закалялась сталь» – художественное произведение. Сердцевина образа Корчагина совпадает с образом самого Островского, нельзя их существенно отделять друг от друга. Документальная основа сближала роман с самой жизнью. Понятно, что автобиографическое – не враг художественного. Но нельзя полностью и объединять образы Островского и Корчагина, ибо автор использовал свое право на вымысел, он писал роман, а не просто свою биографию.


Любовь и долг

Одно из самых пагубных последствий буржуазной контрреволюции 1991–1993 годов – подрыв традиционной нравственности, разрушение семьи, важной основы государственности.

Либералы поносят совесть, скромность, целомудренность, пропагандируют разврат, насилие, садизм, гомосексуализм, однополые браки.

Книги Островского противостоят современным растлителям молодых душ. В одной из своих бесед он «предложил тряхнуть стариной, вспомнить «наш милый, «старый» комсомол. Парней наших, девушек. Какая чистота отношений…» Моральную чистоту, благородство интимных переживаний комсомольцев тех лет он раскрыл в эпизоде с девушкой Христиной, которая, оказавшись в безвыходной ситуации, после горьких рыданий прошептала Павке, крепко обняв и притянув его к себе:

«Слухай, голубе, мени все равно пропадать: як не офицер, так те замучат. Бери мене, хлопчику милый; щоб не та собака дивочисть забрала».

Изумленный Павка ответил:

«Что ты говоришь, Христина? …Я не могу, Христина. Ты – хорошая…»

Островский говорил:

«Вопросы личного, любви, женщин занимают мало места в моих мечтах. ...Для меня большего счастья, чем счастья бойца, нет». В идейной концепции «Как закалялась сталь» важную роль играет мысль: долг должен стоять выше личных чувств и побуждений.

В характере Корчагина слились воедино максимализм, полная самоотдача и жертвенность. Он не принял чувства Риты, ибо это, по его оценке, помешает выполнению долга:

«Любовь приносит много тревог и боли. Разве теперь время говорить о ней?»

Он сумел тогда «ударить по сердцу кулаком». Позже он осудил свой аскетизм, объяснив Рите:

«Корчагин в своей жизни делал большие и малые ошибки, и одной из них была та, о которой ты спрашиваешь. ...В этом виноват не только я, но и «Овод», его революционная романтика. Книги, в которых были ярко описаны мужественные, сильные духом и волей революционеры, бесстрашные, беззаветно преданные нашему делу, оставляли во мне неизгладимое впечатление и желание быть таким, как они. Я чувство к тебе встретил по «Оводу».

Теперь, отбросив «ненужный трагизм мучительной операции с испытанием своей воли», он вместе с тем выступил за «основное в «Оводе» – за его мужество, за безграничную выносливость, за этот тип человека, умеющего переносить страдания, не показывая их всем и каждому».

Поразительная цельность личности Павки проявляется и в общественных отношениях, и в личной жизни. Он разорвал дружескую связь с обаятельной Тоней Тумановой, для которой были чужими его социально-этические жизненные установки.


Споры об идеальном герое

В 1936 году Островского посетил французский писатель, лауреат Нобелевской премии Андре Жид. О своей поездке в нашу страну он написал книгу «Возвращение из СССР». В ней он критиковал советский строй, но об Островском писал с преклонением перед его мужеством:

«Если бы мы были не в СССР, я бы сказал: «Это святой». Религия не создала более прекрасного лица. Вот наглядное доказательство того, что святых рождает не только религия».

На втором съезде писателей СССР в 1954 году знаменитый азербайджанский писатель Самед Вургун в своем содокладе подчеркнул, что идеальный герой «в литературе может быть явлением редким, ибо он, идеальный герой, олицетворяет собой самые высокие идейно-моральные качества целого поколения или целой эпохи, самые возвышенные и гуманные начала в человеке». Он говорил:

«Я не разделяю мнение тех товарищей, которые не считают образ Павла Корчагина идеальным по той причине, что у него был момент, когда он хотел покончить жизнь самоубийством. Ведь он – и это самое правильное «идеальное» – победил смерть во имя большой жизни и счастья, стал гордостью и славой нашего поколения. Идеальный герой – это как раз такой герой, который воплощает в себе самые высокие, земные и жизненные качества.

Идеальный герой может быть даже самым противоречивым и сложным из всех противоречивых и сложных людей. У него могут быть также и свои слабости, но он силен тем, что в его лице мы видим Человека с большой буквы. Сила идеального героя есть сила целого поколения. Вот почему надо рассматривать образ идеального героя как мировой тип».

Вряд ли стоит упрямо спорить: идеальный или неидеальный герой Корчагин. Главное то, что в нем с большой художественной силой воплотился высокий идеал настоящего советского человека.

А. Платонов писал:

«Павел Корчагин есть одна из наиболее удавшихся попыток (считая всю современную советскую литературу) обрести, наконец, того человека, который, будучи воспитан революцией, дал новое, высшее духовное качество поколению своего века и стал примером для подражания всей молодежи на своей родине».


Образы коммунистов в романе

В романе «Как закалялась сталь» коммунист Токарев на вопрос, можно ли построить в очень короткое время подъездной железнодорожный путь, чтобы обеспечить Киев дровами, ответил:

«Если говорить вообще, то построить нельзя, но и не построить тоже нельзя».

Сам Островский и его герой Корчагин умели жить через «нельзя», совершать невозможное.

Врач М. Павловский вспоминал:

«Когда Николаю Алексеевичу было очень плохо и опасность гибели стояла у его изголовья, он сказал мне:

«Хотелось бы умереть в вашем присутствии. ...Я хочу, чтобы вы видели, как умеет умирать большевик». Он умер, как хотел, без единого стона».

В романе «Как закалялась сталь» показано, как Корчагин читал «Овод» Э. Войнич своим товарищам. На них сильное впечатление произвела сцена гибели Овода. Один из них заключил:

«Умирать даже обязательно надо с терпением, если за тобой правда чувствуется. Отсюда и геройство получается».

Подлинный героизм проявили перед смертью Валя Брузжак и ее товарищи, которые попали в руки белополяков. Молодой Степанов говорил:

«Все равно нам пощады не будет, все равно погибать приходится, так давайте умирать по-хорошему. Пусть никто из нас не ползет на коленях».

«Когда были недалеко от виселицы, запела Валя. ...С такой страстью может петь только идущий на смерть. Она запела «Варшавянку»; ее товарищи тоже подхватили. Хлестали нагайки конных; их били с тупым бешенством. Но они как будто не чувствовали ударов. Сбив с ног, их к виселице волокли, как мешки».

Жена писателя Раиса Порфирьевна отметила:

«Островский любил Фурманова как писателя и человека и всегда с нежностью и теплотой говорил о нем. А «Чапаев» был одной из немногих… настольных книг Н. Островского». У Корчагина есть объединяющие черты с героями Дм. Фурманова. В романе «Чапаев» показаны безногие пулеметчики на тачанках, пример их «железной выдержки» и «редкого героизма» воздействовал на сознание Корчагина в минуту раздумий о своей дальнейшей жизни.

В книге «Мятеж» Фурманов, оказавшись среди разъяренной пятитысячной толпы солдат, готовых немедленно растерзать его вместе с коммунистом Мамелюком, говорил себе:

«Так умри, чтобы и от смерти твоей была польза. …Умри хорошо!» Островский эту мысль «Умри хорошо!» с удивительной эффективностью использовал в своем романе.

Пылкий и бескомпромиссный, постоянно вмешивающийся в окружающую жизнь Павел показан в идейных исканиях, в самовоспитании культуры чувств. Первое поколение комсомольцев категорически не принимало никакого холуйства. Павел сказал любимой девушке Тоне, когда она предложила ему работу у своего отца:

«Я буду завоевывать такую жизнь, где я буду хозяином, а ты мне предлагаешь быть холуем».

Важную жизненную установку внушал ему матрос-большевик Жухрай:

«Биться в одиночку – жизни не перевернуть».

Павел ненавидел паразитизм во всех его разновидностях, эгоизм, ложь, лицемерие.


Н.А. Островский в наше время

Ромен Роллан считал, что Островский – синоним «редчайшего и честнейшего нравственного мужества». Он написал ему:

«Если в Вашей жизни и были мрачные дни, сама она явится источником света для многих тысяч людей... Вы останетесь для мира благотворным, возвышающим примером победы духа над предательством индивидуальной судьбы».

Сама жизнь подтвердила эти пророческие слова. Книга «Как закалялась сталь» стала учебником мужества для тех, кто в самые тяжелые моменты своей жизни искал и находил в ней необходимую поддержку.

Книги Островского были изданы на 75 языках свыше 770 раз общим тиражом 57 млн экземпляров.

В 2000 году в Китае сняли   20-серийный фильм «Как закалялась сталь». Роман «Рожденные бурей» экранизировался в Советском Союзе дважды. Выпущен в свет документальный фильм
«Загадочная жизнь Николая Островского».

В 1956 году на экраны страны вышел фильм «Павел Корчагин» с народным артистом Василием Лановым в главной роли.

1 октября 2006 года он сказал корреспонденту «Рабочей газеты»:

«На встречах со зрителями меня часто спрашивают: «Не изменили ли вы теперь своего отношения к Павке Корчагину?» Я отвечаю: «Теперь я его уважаю в тысячу раз больше, чем тогда, потому что дай Бог нашим детям во что-то верить так, как верил мой герой».

Первый космонавт Ю.А. Гагарин отозвался о романе «Как закалялась сталь»:

«Простой рабочий паренек Павка Корчагин, сражавшийся за советскую власть, за будущее Советской Родины, близок и понятен миллионам людей… Корчагинцы моего поколения, возмужавшего в послевоенные годы, осваивали целину, строили Братск, прокладывали дорогу к звездам... Что касается меня, то в самые трудные минуты я вспоминал железное упорство и несгибаемую волю Павки Корчагина».


Счастье Н. Островского

27 сентября 1935 года Островский воскликнул:

«И я слушаю биение сердца моей родины любимой. И встает она передо мной молодой и прекрасной, с цветущим здоровьем, жизнерадостная, непобедимая Страна Советов.

Только она одна, моя социалистическая родина, высоко подняла знамя мира и мировой культуры. Только она создала истинное братство народов. Какое счастье быть сыном этой Родины».

2 октября 1935 года он сказал:

«Если бы кто-нибудь спросил меня, в чем наибольшее счастье человека, я ответил бы: это счастье работать в нашей великой Советской стране, это бороться за дело социализма, быть в передовых рядах комсомола, в рядах партии Ленина–Сталина».

Островский говорил:

«Личное счастье становится в десять раз большим, когда рядом с ним видишь подъем всего народа, идущего к прекрасной зажиточной жизни».

20 апреля 1935 года он утверждал в письме в журнал «Интернациональная литература»:

«Я никогда не думал, что жизнь принесет мне столько огромного счастья. Ужасная личная трагедия уничтожена, и вся жизнь полна ликующей радости творчества».

Он сделал парадоксальное признание:

«Как знать, когда я был счастливее – в юности, при цветущем здоровье, или сейчас?»

Доктор философских наук Ю. Бокань писал:

«Островский доказал, что, будучи коллективистом по отношению к окружающим, можно внутри себя оставаться ярчайшей индивидуальностью, что опору надо искать не вовне, а внутри себя, при этом следуя высшим идеалам своего времени; что без умения жить внутри себя человек не может состояться как личность; что стойкость внутреннего Я способна преодолевать самые страшные тяготы бытия; что самый трудный подвиг – внутренний героизм, растянутый во времени».

1 октября 1935 года Н. Островского наградили орденом Ленина.
1935 год он считал самым счастливым в своей жизни.

Зная, что ему осталось очень мало жить, он использовал каждый час, чтобы быть «полезным», дописать новую книгу. Он говорил:

«Я буду жить и сопротивляться, пока будет жить хотя бы одна-единственная клетка моего тела. И никто не посмеет сказать: «Он мог бы еще жить!»

Исчерпав все возможности в борьбе с неумолимой смертью, Островский умер 22 декабря 1936 года, почти сразу после окончания работы над первой книгой «Рожденные бурей». Он был похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.



источник

---

коммунист Корчагин в кино


Если ролик не открывается, вот другая ссылка.

---

---

О фильме "КОММУНИСТ"


Если ролик не открывается, вот другая ссылка.







Комментариев нет:

Отправка комментария