пятница, 11 ноября 2016 г.

Чудо в бабушкином сундуке. И.Кожедуб. М.Октябрьская.

Наши супер-герои

 


Я спросил у своих друзей и знакомых: каких супер-героев они знают? Взрослые люди сразу делали задумчивый взгляд, пытаясь кого-нибудь вспомнить. Дети сразу же начинали перечислять супермена, бэтмена ...

Не удивительно, что почти никто не назвал ни одного русского супер-героя, хотя они есть. И в отличие от американских героев они настоящие!
 
Иван Никитович Кожедуб советский военный деятель, лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников. Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации.

У каждого лётчика - аса свой, присущий только ему одному, почерк в небе. Был он и у Ивана Кожедуба - человека, в характере которого гармонично сочетались мужество, отвага и исключительное хладнокровие. Он умел точно и быстро взвесить обстановку, мгновенно найти в сложившейся ситуации единственно верный ход. Машиной он владел виртуозно, мог управлять ею даже с закрытыми глазами. Все его полёты представляли собой каскад всевозможных маневров - разворотов и змеек, горок и пикирований... Всем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром. Кожедуб всегда стремился отыскать противника первым. Но при этом и "не подставиться" самому. За время Великой Отечественной войны он совершил 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и сбил лично 62 вражеских самолёта и ни разу не был сбит! Хотя и неоднократно приводил повреждённый истребитель на аэродром.

Истребитель Ла-5 - первая боевая машина Ивана Кожедуба. Весна 1943 года.

26 марта 1943 года он впервые вылетел на боевое задание. Вылет оказался неудачным - во время атаки на пару Ме-110 его "Лавочкин" был повреждён "Мессером", а затем обстрелян зенитной артиллерией своей же ПВО. Кожедуб чудом остался жив: бронеспинка защитила от фугасного снаряда авиационной пушки, а ведь в ленте фугасный снаряд, как правило, через один чередовался с бронебойным...

Кожедуб сумел довести избитую машину до аэродрома, но восстанавление её затянулось на долгое время. Последующие вылеты он совершал на старых самолётах. Однажды его и вовсе чуть не забрали из полка на пост оповещения. Лишь заступничество Солдатенко, то ли разглядевшего в молчуне - неудачнике будущего великого бойца, то ли пожалевшего его, спасло Ивана от перепрофилирования. Лишь месяцем позже получил он новый Ла-5 ( к тому времени его повреждённая машина была восстановлена, однако использовалась уже лишь в качестве связной ).
...Курская дуга. 6 июля 1943 года. Именно тогда, в своём 40-м боевом вылете, 23-летний пилот открывает боевой счёт. В том поединке на его вооружении было, пожалуй, лишь одно - отвага. Он мог быть подбит, мог погибнуть. Но вступив в составе эскадрильи в схватку с 12 вражескими самолётами, молодой лётчик одерживает первую победу - сбивает пикировщик Ju-87. На другой день он одерживает новую победу - сбил ещё один "Лаптёжник". 9 июля Иван Кожедуб уничтожает сразу 2 истребителя Ме-109. Несмотря на нелюбимые истребителями задания по прикрытию наземных войск и сопровождению, Кожедуб, выполняя их, одержал свои первые 4 официальные победы. Так зарождалась слава выдающегося советского лётчика, так к нему приходил опыт.

В сентябре 1942 года на счету Кожедуба было уже 8 сбитых вражеских самолётов, когда над Днепром разгорелся новый этап ожесточенных воздушных сражений. 30 сентября, прикрывая переправы через реку, он, по стечению обстоятельств, остался без товарищей и вынужден был в одиночку отражать налёт 18 Ju-87. Бомбардировщики Люфтваффе приступили к пикированию, а некоторые из них даже успели сбросить бомбы.

Атаковав самолёты с высоты 3500 метров, Кожедуб ворвался в боевые порядки противника и неожиданными и резкими маневрами поверг врага в смятение. "Юнкерсы" прекратили бомбёжку и встали в оборонительный круг. Хотя в баках истребителя оставалось мало топлива, советский лётчик предпринял ещё одну атаку и расстрелял снизу в упор одну из вражеских машин. Вид падающего в пламени Ju-87 произвел надлежащее впечатление, и остальные бомбардировщики поспешно покинули поле боя.

К октябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиаполка старший лейтенант И. Н. Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 самолётов противника. Он уже на равных дерётся с немецкими асами. В его активе - смелость, хладнокровие, точный расчёт. Технику пилотирования Кожедуб умело совмещает с ведением огня, но перед ним - ещё широкое поле шлифовки боевых приёмов.

В книге "Люди бессмертного подвига" есть такой эпизод:
"Гимном мужеству и мастерству Кожедуба стал день 2 октября 1943 года, когда наши войска расширяли плацдарм на правом берегу Днепра, отбивая ожесточённые атаки противника. Первый раз вылетели девяткой. Кожедуб вёл ударную пятёрку. На подходе к переправе в районе Куцеваловка - Домоткань встретили колонну пикирующих бомбардировщиков Ju-87, в которой каждая девятка прикрывалась шестью Ме-109.

Четвёрка прикрытия сразу же связала боем "Мессершмиттов". Кожедуб во главе пятёрки атаковал бомбардировщики. Противник заметался. Не прошло и минуты, как два "Юнкерса", объятые пламенем, упали на землю. Ведущего сбил Иван Кожедуб, ещё одного - Павел Брызгалов.

В небе началась "карусель". Вслед за первой девяткой разогнали вторую. В пылу схватки, руководя боем, Кожедуб успел сбить ещё и Ме-109. Уже пять костров пылало в районе плацдарма. А с запада снова наплывали "Юнкерсы". Но к месту боя подошла с востока и группа истребителей "Яков". Господство в воздушном бою было обеспечено.

Сбив в этом бою 7 самолётов врага, эскадрилья под командованием Кожедуба вернулась на свой аэродром. Обедали прямо под крылом самолёта. Не успели провести разбор боя - и снова вылет. На этот раз четвёркой: Кожедуб - Мухин и Амелин - Пурышев. Слётанное боевое звено, испытанные в боях побратимы. Задача прежняя - прикрытие войск на поле боя. Однако соотношение сил иное: нужно было отразить налёт 36 бомбардировщиков, которые шли под прикрытием шестёрки Ме-109 и пары FW-190.

- Воюют не числом, а умением, - подбадривал ведомых Кожедуб. Он с ходу сбил ведущего, организовал бой. Отважно дрались и остальные лётчики звена. Врезались в землю ещё 2 "Юнкерса". Немецкие истребители зажали Амелина. На выручку бросился Мухин. Кожедуб прикрыл его и тут же атаковал соседний бомбардировщик. Ещё один вражеский самолёт нашёл смерть в небе Украины. Это была четвёртая победа Кожедуба за день".
 

Вот он наш супер-герой! Настоящий. Отличный пример для подражания.

Если честно, то для меня было открытием, что в годы Великой Отечественной войны было много случаев, когда советские люди на собственные трудовые деньги приобретали боевое оружие и с ним отправлялись на фронт уничтожать оккупантов.

На собственном танке воевала и Мария Васильевна Октябрьская.
Муж ее, Илья Федорович Октябрьский, был комиссаром. Когда началась война, он сразу же уехал в действующую армию и 9 августа 1941 года пал смертью храбрых.

Мария Васильевна, находясь в эвакуации в Сибири, продала все имущество и попросила правительство на свои деньги построить танк. Просьбу патриотки удовлетворили. Пять месяцев училась М. В. Октябрьская вождению танка, сдала экзамены на «отлично» и, получив звание сержанта, стала механиком-водителем боевой машины. По просьбе Марии Васильевны ее танк назвали «Боевая подруга». Командиром машины стал младший лейтенант Петр Чеботько, в экипаж вошли также сержанты Геннадий Ясько и Михаил Галкин.

Танк «Боевая подруга» вошел в состав 26-й гвардейской танковой бригады 2-го гвардейского танкового корпуса Западного фронта.

На рассвете 20 ноября 1943 года танкисты пошли в атаку. В потоке стальных машин «Боевая подруга» стремительно рванулась вперед. Механик-водитель видела, как под огнем ее машины падали гитлеровцы. Уже остались позади две траншеи противника. Вдруг танк содрогнулся и резко стал заворачивать в сторону. Октябрьская приглушила мотор. Теперь стал отчетливее слышен грохот боя.

– Гусеницу разорвало,– доложила командиру механик-водитель.

Через десантный люк выбраться было нельзя, машина глубоко ушла в мягкий грунт.

Мария Васильевна на виду у врага вылезла из танка. Фашисты начали яростный обстрел замершей машины. Но сержант не дрогнула. Гусеница была исправлена, и «тридцатьчетверка» снова ринулась в бой за деревню Новое Село Сенненского района Витебской области.


Читая эти строки, я испытываю чувство гордости за своих соотечественников. Их подвиги нескончаемый источник вдохновения на новые свершения и победы, которые предстоят нам с Вами. Ведь они воевали не зря! 
Пришло время "подыматься с колен".

P.S.
У русских принято говорить "мы победили" вне зависимости от времени победы. Хоть в 1812, хоть в 1945 годах. Это единение с Предками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий