суббота, 19 ноября 2016 г.

Те самые танкисты... "Беспощадный".



Взято из критической рецензии на фильм Карена Шахназарова "Белый тигр":

"Мы победили не потому, что в танках и самолётах, в окопах и на палубах кораблей у нас воевали «порождения войны» вроде Ивана Найдёнова.

Победили советские люди. Настоящие, живые, реальные. Беспартийные и коммунисты. Рядовые и генералы. И Верховный Главнокомандующий вместе с ними. И на их пути к Победе было немало удивительных и потрясающих подвигов. Настоящих. Честных".


4. Победители

Раз уж речь про танки, вспомним танкистов.

4.1. Прекрасный фильм вышел бы из истории танка «Победитель».

Сначала вступившие в сговор лауреаты Сталинской премии за 1942 год, поэт и писатель Виктор Михайлович Гусев (между прочим, за сценарий комедии «Свинарка и пастух»), поэт Сергей Михалков, художники Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов), поэт Николай Семёнович Тихонов и поэт Самуил Яковлевич Маршак на полученные в качестве премии деньги купили для родной Красной Армии танк КВ-1 и передали его в одно из танковых соединений, где для него подобрали опытный экипаж под командованием лейтенанта Хорошилова.

Танк окрестили «Беспощадным». Кукрыниксы нарисовали на башне злую карикатуру: красный танк в упор стрелял по Гитлеру, отчего тот разлетался на смешные кусочки. Маршак сочинил стихотворный девиз, который был написан на башне танка:

Штурмовой огонь веди,
Наш тяжёлый танк,
В тыл фашисту заходи,
Бей его во фланг!
Экипаж бесстрашный твой,
Не смыкая глаз,
Выполняет боевой
Сталинский приказ.

Творцы долго переписывались с экипажем. С конца лета 1942 года танк прошёл с боями не одну сотню километров.
16 августа 1942. В 12:00 … д. Слободка была занята. Особенно отличились в боях за д. Ожигово, Слободка, Жуково экипаж танка «Беспощадный». Он уничтожил 3 миномета, 11 пулемётов, 5 бронемашин, два танка, 9 танкеток-тягачей, 3 мотоцикла, 9 автомашин, 7 ПТО, склад боеприпасов.
1 марта 1943 года в тяжёлом бою танк был подбит и подожжён, но экипаж не вышел из атаки.
Старший мехвод Егор Царапин вспоминал:
... Пылающий, как факел, «Беспощадный» мчится на артиллерийскую батарею врага. Экипаж горит, но продолжает атаку, не замечая боли от ожогов.
Двадцать, десять метров, и вот уже орудия вражеской батареи ломятся под гусеницами тяжёлого танка. Только потом стали тушить огонь.
У меня обгорела спина, разбита нога, переломаны три ребра. У Егорова не действует правая рука.
Филиппов хочет меня выручить и сесть за рычаги, но это у него не получается: у самого обгорела поясница. Кое-как потушили на себе пламя.
У экипажа комбинезоны изодраны до основания, сквозь лохмотья видны плохо перевязанные и кровоточащие раны. Кричу Фатееву, мол, ты совсем обуглился, а он в ответ: «Выводи машину!»
И мы, собрав последние остатки сил, вновь рванулись вперёд, сбив по пути фашистский танк. Пока добрались к своим, Фатеев скончался. Не было в живых и Павла Хорошилова. Похоронили их вместе.

Около прибывшего в ремонт танка «Беспощадный»
Н.Соколов, Н.Тихонов, П.Крылов, М.Куприянов, С.Маршак и С.Михалков
разговаривают с его младшим механиком-водителем Филипповым.

Танк отправился в капитальный ремонт — который отчасти «спонсировали» «отцы» танка. «Беспощадный» с обновлённым экипажем дошёл до Белоруссии и погиб 31 августа 1943 года, провоевав чуть больше года. Не подлежащий восстановлению танк до 1948 года хранился на заводе «Серп и молот». К сожалению, его всё-таки отправили в переплавку.

А дошедший до Победы старший мехвод Егор Царапин продолжил дружбу с деятелями советской культуры. Приезжая в Москву, он не раз встречался с Кукрыниксами, заходил в гости и к Сергею Михалкову (который, как видите, для своей Советской Родины не только гимны с баснями писал).

Кстати, в 1943 году в Фонд обороны перечислили свои Сталинские премии более 50 лауреатов. 

4.2. Великолепное захватывающее кинополотно могло бы получиться из боевой судьбы лейтенанта, дослужившегося впоследствии до генерал-лейтенанта, Александра Мнацаканова. Прославился он, воюя на «тридцатьчетвёрке» и, кстати, немножко на Тигре.


Это он под городком Каменск, выпрыгнув из подожжённой немецкими артиллеристами в упор машины, вместе со своим горящим экипажем забросал гранатами и вырезал кинжалами расчёт вражеской пушки. Танкисты развернули орудие и открыли огонь по врагу.

Это под его командованием небольшая сборная команда танков и самоходок пошла в авангарде нашего наступления при окончательном прорыве блокады Ленинграда, прорывая рубеж за рубежом немецкой обороны где хитростью и манёвром, а где от безвыходности и нахальством. Именно в этом рейде он на своём Т-34 сошёлся с настоящим Тигром в рукопашной, закружил его в исполинском вальсе и… когда туша Тигра беспомощно увязла в кювете, взял в плен его экипаж, а заодно сидевших в танке офицеров штаба одного из отступавших немецких полков, да со всей документацией.

Это он набрал себе суперэкипаж и на этом самом захваченном Тигре отправился дальше в немецкий тыл перерезать врагам путь к отступлению. Место для перерезания было выбрано Мнацакановым настолько удачно, что наши сапёры потом трое суток расчищали дорогу, при помощи трофейного гиганта наглухо забитую уничтоженной вражеской техникой.

В этом рейде Мнацаканов получил две контузии и отправился на лечение. Золотая Звезда нашла его потом. Кстати, после лечения на фронт он уже не вернулся, его направили в Академию. Во второй половине войны командование берегло и отбирало способных офицеров для учёбы с прицелом на долгую послевоенную службу.

4.3. Выдающийся подвиг совершил экипаж танка КВ-1 под командованием лейтенанта Тимофеева. Дело было в Крыму в начале 1942 года.

27 февраля 1942 года, сопровождая неудачную атаку пехоты, танк Тимофеева ушёл вперёд и подорвался на мине в нескольких десятках метров от немецкого переднего края. Эвакуировать танк не удалось. Машина оказалась обездвижена, но не обезоружена. Несмотря на разрешение командования покинуть машину, экипаж провёл в превратившейся в стальной холодильник машине 17 суток.

Танкисты внимательно изучили передний край немцев и передали данные своим, обеспечив успех артподготовки очередной атаки, которая на данном участке фронта случилась 16 марта. Поддерживая атаку, которая на сей раз увенчалась успехом, танкисты из неподвижного танка уничтожили 3 ДЗОТа, 2 пулемёта и до 60 гитлеровцев.

Членам экипажа пришлось лечиться — переохлаждение, истощение, отёки ног из-за неподвижности; танк же вернули в строй за пару дней. Командир танка был награждён орденом Красного знамени, члены экипажа также получили ордена и медали. Война впереди была ещё долгая; точно известно, что до Победы дошёл один из пяти, старший мехвод Останин. Трое погибли на фронте в разное время, судьба одного пока не выяснена.

4.4. Схожий подвиг совершили на Т-34 перед новым, 1944 годом танкисты 118-й танковой бригады 3-й Ударной армии 2-го Прибалтийского фронта. 17 декабря 1943 года 16 танков батальона пошли в атаку у деревни Демешково под Невелем. В атаке сгорели 6 «тридцатьчетвёрок», три были подбиты, три вышли из строя по техническим причинам и одна — лейтенанта Ткаченко — пропала без вести.

Танк Ткаченко прорвался почти вплотную к немецкой линии обороны, но наглухо завяз в заснеженной заболоченной лощине. Пытаясь вытащить танк и отбиваясь от немцев, танкисты гибли: был смертельно ранен командир танка Ткаченко, погиб башнёр Ковлюгин, мехвод Безукладников. В помощь оставшемуся в одиночестве стрелку-радисту сержанту Чернышенко пробрался мехвод старший сержант Соколов, получивший в пути серьёзное ранение.

Стронуть севший на брюхо танк они так и не смогли. Покинуть исправную машину с почти полным боезапасом — не позволило чувство долга. Алексей Соколов и Виктор Чернышенко, русский и украинец, спали по очереди, отстреливались от немцев из пушки и пулемётов. Снаряды и диски к пулемётам кончились 29 декабря (несколько банок тушёнки из НЗ, сухари и небольшой кусочек сала — и того раньше; пили танкисты поступающую в танк болотную воду).

А 30 декабря наши всё же вышибли немцев из этой местности. Находившийся в лощине танк сразу не был замечен; у Чернышенко хватило сил бросить одну из последних гранат и взрывом привлечь внимание к танку; говорить он уже не мог. Обмороженных и предельно истощённых танкистов доставили в госпиталь, где Соколов умер на следующий день; Чернышенко пришлось ампутировать обе ноги, он больше года лечился. Кстати, потом встал на протезы и, окончив юридический, много лет работал народным судьёй в Челябинске, где и умер в 1997 году. Обоим танкистам было присвоено звание Героя Советского Союза.

4.4. Разные подвиги танкистов

Первый прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 года осуществлялся при поддержке «сверхлёгких» танков Т-60, которые везли в Питер на баржах, вкопанными в уголь. Экипаж комроты лейтенанта Осатюка (в составе самого лейтенанта да мехвода старшины Макаренкова) в разведке напоролся на три «полновесных» немецких танка, «закружил» их в вальсе и вывел под огонь нашей артиллерии, уничтожившей несколько машин врага. После чего Осатюк вернулся к своим и уничтожил ещё до батальона пехоты врага.

Да, обнаруженные недавно данные гласят, что он «танцевал» не с Тиграми, а с «обычными трёшками», PzKpfw III. Однако на самом деле тем круче подвиг танкистов: ведь немецкая «трёшка» намного легче и манёвреннее, а, значит, была для нашей «шестидесятки» гораздо более опасным противником, всё равно оставаясь почти непоражаемой.


Нашла своё подтверждение история так называемого «расейняйского КВ», который почти на сутки заблокировал продвижение вперёд танковой группы Рауса из 6-й ТД вермахта. КВ-1 оседлал важную дорогу, разгромил автоколонну, уничтожив 12 грузовиков, несколько противотанковых пушек, из которых немцы пытались его уничтожить, и одну 88-мм зенитку, подтянутую немцами на расправу с танком.

И только устроив целый спектакль с привлечением нескольких танков, немцы сумели отвлечь внимание танкистов, замаскировать на близком расстоянии ещё две мощные зенитки и расстрелять его в упор.

Дело происходило в тяжелейшее время — 24—25 июня 1941 года у речки Дубиса на литовской земле.

На экран просится боевая судьба Павла Даниловича Гудзя. Лейтенант Гудзь, командир танка КВ, ещё 22 июня 1941 года уничтожил немецкий танк таранным ударом. 7 ноября 1941 он проводит свой КВ по Красной площади (есть фотография его в танке у памятника Пушкину).

В начале декабря 1941 года под Москвой танк Гудзя провёл сложный трёхчасовой бой с немцами, уничтожил 10 вражеских танков, на броне танкисты насчитали 29 попаданий вражеских снарядов.

Под Сталинградом старлей Гудзь тяжело ранен: в него попало сразу шесть осколков и две пули.

В Запорожье в районе Днепрогэса КВ Гудзя был подбит. Двое членов экипажа погибли, а Павел Данилович получил тяжёлое ранение. У него была повреждена левая ключица и раздроблена кисть левой руки. Отрезав мешавшие двигаться остатки кисти ножом, из уже подбитой машины Гудзь уничтожил два немецких танка. После повторного попадания в КВ, его, потерявшего сознание, вытащил механик-водитель.

После госпиталя, получив протез руки, он снова вернулся на фронт, и уже в апреле 1944 года вновь вступил в командование 5-м отдельным гвардейским тяжёлым танковым полком. А в мае 1944 года был П. Д. Гудзь зачислен слушателем командного факультета Военной академии бронетанковых войск (подобно Мнацаканову). Гудзь больше 25 раз проходил парадом по Красной площади, стал крупным теоретиком танкового дела, профессором, доктором наук, написал более 300 работ. Генерал-полковник Гудзь умер в 88 лет, в 2008. Настоящая, невыдуманная, честная жизнь-подвиг во имя Родины.

Можно было показать подвиги асов Дмитрия Лавриненко (в 28 боях уничтожил 52 немецких танка — это рекорд РККА), Ивана Любушкина (на счету 20 танков), Зиновия Колобанова (уничтожил 22 танка в одном бою из засады, а всего в том бою — 20 августа 1941 года — его рота подбила 43 танка).

Последний подвиг неизвестного советского героя описывает немецкий артиллерист-противотанкист:

«Во время атаки мы наткнулись на лёгкий русский танк Т-26, мы тут же его щёлкнули прямо из 37-миллиметровки. Когда мы стали приближаться, из люка башни высунулся по пояс русский и открыл по нам стрельбу из пистолета. Вскоре выяснилось, что он был без ног, их ему оторвало, когда танк был подбит. И, невзирая на это, он палил по нам из пистолета!»
Цитата — по книге английского историка Роберт Кершоу «1941 год глазами немцев. Берёзовые кресты вместо железных».

Трагедию великой народной войны можно было бы прекрасно показать на примере истории колхозников из Чувашии Ширмановых. 1 июня 1943 года Мария Филипповна и Илья Андреевич Ширмановы подарили своему сыну-наводчику Андрею построенный на их деньги танк. Через год наводчик старший сержант Ширманов с товарищами по экипажу сгорел в подаренном родителями танке в бою под Черновцами.


На фотографии, сделанной при вручении подарка предположительно 1 июня 1943 года,
Андрей Ширманов сидит между родителями.

 источник
 источник

---


Дополнительно:

Шлем победителя

Наука Победы

Сила Духа Героя Советского Союза



---

Комментариев нет:

Отправить комментарий